Профессия:
«Преподаватель Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках»
Трудовые функции:
  1. Организация и осуществление педагогического контроля и оценки качества освоения образовательной программы профессионального обучения в процессе, а также при промежуточном и итоговом экзамене
    Задачи:
    1. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и прочих методов контроля, в соответствии с реальными возможностями обучающихся
      Умения:
      1. Объективно оценивать знания на основе регулярных тестирований и прочих методов контроля успеваемости.
      2. Проводить семинары и тренинги по вопросам осуществления автомобильных грузовых перевозок.
      Знания:
      1. Принцип объективности.
      2. Традиционные формы контроля знаний, умения и навыков в условиях компетентного подхода оценки.
    2. Осуществлять контроль, оценку степени и качества освоения образовательной программы профессионального обучения
      Умения:
      1. Оценивать качество освоения образовательной программы как показателя готовности к итоговым экзаменам.
      Знания:
      1. Системы и критерии оценки знаний.
      2. Научно-методические и нормативные основания процедур контроля и оценки результатов освоения профессиональных программ.
    3. Систематически анализировать и оценивать степень эффективности учебных занятий, методик и подходов к обучению
      Умения:
      1. Анализировать проведенные занятия, использованные методики и подходы к обучению.
      2. Оценивать степень эффективности педагогических действий.
      Знания:
      1. Структура методической системы обучения.
      2. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации.
  2. Реализация учебного плана (УП), по освоению программы подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
    Задачи:
    1. Вести учебную документацию, а также отчетность о качестве и объеме проделанной работы
      Умения:
      1. Вести учебную документацию в соответствии с требованиями к подаче документов.
      2. Вести отчеты о качестве и объеме проделанной работы.
      Знания:
      1. Делопроизводство РК.
      2. Правила и порядок организации деятельности учебных заведений среднего профессионального образования.
    2. Знать методическое пособие по подготовке водителей, а также владеть всем теоретическим материалом, необходимым для ведения преподавательской деятельности, проходить плановую профессиональную аккредитацию с целью подтверждения компетенции
      Умения:
      1. Использовать в полном объеме локальные и нормативные акты по организации подготовки водителей в ходе образовательного процесса.
      Знания:
      1. Законы, подзаконные и нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность организации подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении.
      3. «Правила подготовки водителей механических транспортных средств».
      4. Теоретический материал, необходимый для ведения преподавательской деятельности.
      5. Методическое пособие по подготовке водителей.
    3. Обучать оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) и производственном травматизме (ПТ)
      Умения:
      1. Преподавать теоретический материал по оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) дорожно-транспортного и производственного травматизма.
      2. Организовывать и осуществлять практические занятия и оценку навыков, оказания первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортном и производственном травматизме.
      Знания:
      1. Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
    4. Планировать и проводить учебные занятия по общей подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках, а также занятий и навыков использования водительского инструментария (тахографы, спутниковые системы навигации, холодильные установки
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по общей подготовке водителей, соответствующих категории и подкатегории. (С1, С1Е, С, СЕ).
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план урока в ходе занятия.
      3. Вести занятия и доступно объяснять материал, обеспечивая качественное освоение обучающимися передаваемых знаний.
      4. Обращаться с оборудованием, позволяющим использовать интерактивные, а также аудиовизуальные учебные материалы.
      Знания:
      1. Теоретический материал по общей подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. Инструкции к пользованию водительским инструментарием (тахографы, спутниковые системы навигации, холодильные установки ТС т.д.).
      3. Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих автомобильные грузовые перевозки в соответствии с соглашением ЕСТР.
      4. Основные принципы рациональной организации перевозок, маршрутизации.
      5. Нормативные и правовые акты по грузовым автомобильным перевозкам, требующие по своему характеру особой охраны, ухода за собой в пути следования или других особых условий перевозки (при перевозке специализированными ТС).
    5. Планировать и проводить учебные занятия, по специализированной подготовке водителей, в рамках которых разъясняются детали и нюансы специфики автомобильных грузоперевозок (виды, классификации, правила и т.д.)
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по специализированной подготовке водителей.
      2. Использовать особенности видов городских, междугородных, международных автомобильных перевозок.
      3. Использовать особенности классификации автомобильных грузоперевозок (крупногабаритные, сыпучие, навалочные, жидкие, негабаритные, биологические и т.д.).
      4. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план урока в ходе занятия.
      5. Вести занятия и доступно объяснять материал, обеспечивая качественное освоение обучающимися всех деталей и нюансов специфики автомобильных грузовых перевозок.
      Знания:
      1. Теоретический материал по специализированной подготовке водителей.
      2. Детали и нюансы специфики грузоперевозки.
      3. Конвенции и Соглашения о дорожном движении и автомагистралях.
      4. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к ТС для перевозки грузов».
      5. Требования национального и международного законодательства (Таможенные кодексы РК, ЕАЭС и Конвенции МДП/TIR).
      6. Порядок ведения специальной документации (страховые полиса ГПО, транспортные накладные CMR, путевые листы и т.д.).
      7. Правовое регулирование договорных отношений перевозки грузов автотранспортом.
    6. Постоянно самосовершенствоваться и актуализировать ранее приобретенные знания
      Умения:
      1. Актуализировать, углублять ранее приобретенные и осваивать новые теоретические знания в области своей специализации.
      2. Сотрудничать с другими педагогическими сотрудниками и другими специалистами в целях обмена опытом.
      Знания:
      1. Актуальные требования примерных и типовых программ профессионального обучения, а также рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС, осуществляющих автомобильные грузовые перевозки.
      2. Владение английским языком или минимальным необходимым техническим вокабуляром.
      3. Умение пользоваться словарями и программами перевода.
    7. Формировать мотивацию к обучению
      Умения:
      1. Мотивировать обучающихся.
      2. Популяризировать образование и теоретические занятия по грузовой автомобильной перевозке различной классификации.
      Знания:
      1. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
  3. Формирование понимания и включение в общую культуру участников дорожного движения (ДД) и привитие навыков поведения в стрессовых ситуациях
    Задачи:
    1. Моделировать ситуации и события, воспитывающие у обучающихся культуру участников дорожного движения
      Умения:
      1. Моделировать ситуации и события, помогающие решать педагогические задачи по привитию культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правила дорожного движения (ПДД).
      2. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
    2. Разъяснять необходимость неукоснительного соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения
      Умения:
      1. Реализовывать воспитательную программу в рамках процесса обучения.
      2. Доступно разъяснять необходимость соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя ТС.
      2. Правила дорожного движения (ПДД).
      3. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения.
      4. Отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения в РК.
    3. Составлять воспитательные программы, ориентированные на повышение у обучающихся уровня культуры участников дорожного движения
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению уровня культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя.
      2. Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения (ДД).
    4. Составлять и реализовывать воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортном и производственном травматизме
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи.
      Знания:
      1. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
      2. Образовательные программы обучения навыкам доврачебной помощи.
    5. Составлять и реализовывать воспитательные программы, ориентированные на повышение общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении (ДД)
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      Знания:
      1. Правила и нормы прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
      2. Правила и нормы поведения при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
      3. Распространенные ошибки в поведении при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Методист Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках. 4 Мастер производственного обучения вождению Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 010402 3 – «Мастер производственного обучения, техник-технолог (всех наименований)»