Функция:
«Выполнение такелажных работ.»
Задачи:
  1. Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работ.
    Умения:
    1. Подготовка к окраске металлических поверхностей: удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; очистка и грунтовка поверхности под покраску.
    2. Подготовка к окраске деревянных поверхностей: просушка, покрытие олифой, шпаклевка, шлифовка, грунтовка.
    3. Окраска металлических и деревянных поверхностей с соблюдением технологии проведения окрасочных работ.
    4. Окраска рангоута, забортных и труднодоступных частей судна.
    5. Выполнять простые плотницкие и столярные работы.
    6. Использовать окрасочный, плотницкий и столярный инструмент.
    7. Соблюдать правила охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ.
    Знания:
    1. Основные виды красок, грунтовок, лаков, растворителей и особенности их применения на судне.
    2. Технология проведения окрасочных работ на судне.
    3. Правила применения беседок для окраски.
    4. Инструменты и приспособления для выполнения окрасочных, плотницких и столярных работ.
    5. Правила охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ.
    6. Правила охраны труда при работах на высоте, за бортом и в замкнутых помещениях.
  2. Выполнение такелажных работ
    Умения:
    1. Выполнять такелажные работы с тросами: сращивание, клетневание, наложение марок и бензелей, изготовление огонов и заделка коушей.
    2. Изготавливать из растительных тросов судовое снаряжение.
    3. Вязать и применять морские узлы.
    4. Применять инструмент и материалы для такелажных работ.
    5. Соблюдать правила охраны труда при выполнении такелажных работ
    Знания:
    1. Основные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов, сравнительная прочность тросов.
    2. Подбор тросов в зависимости от предполагаемой нагрузки и назначения.
    3. Применение такелажных цепей.
    4. Виды, технология вязания и применение морских узлов.
    5. Инструмент и материалы для выполнения такелажных работ.
    6. Правила охраны труда при выполнении такелажных работ
  3. Содействие безопасной эксплуатации палубного оборудования и механизмов
    Умения:
    1. Участвовать в подготовке кранового оборудования к работе.
    2. Осуществлять подготовку якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь.
    3. Осуществлять подготовку якорного устройства к снятию судна с якоря и выборке якоря.
    4. Крепить якорь по-походному.
    5. Работать с брашпилем/шпилем, стопорами при отдаче и выборке якоря.
    6. Выполнять команды и докладывать при выполнении работ по постановке судна на якорь и снятию с якоря.
    7. Вооружать и разоружать лоцманский трап, устанавливать подъемники и трапы.
    8. Заводить и отдавать буксир, пользоваться буксирной лебедкой.
    9. Управлять шлюпочным устройством, спускать и поднимать спасательные средства.
    10. Использовать основные сигналы, необходимые при работе с оборудованием, включая лебедки, брашпили, краны и подъемные устройства.
    11. Соблюдать правила охраны труда при работе с якорным, буксирным и шлюпочным устройствами, грузоподъемными устройствами и механизмами.
    Знания:
    1. Назначение и использование лебедок, брашпилей, шпилей и прочего соответствующего оборудования.
    2. Растительные и стальные тросы, канаты и цепи, включая их конструкцию, использование, маркировку, обслуживание и надлежащую укладку.
    3. Основные сигналы, необходимые при работе с оборудованием, включая лебедки, брашпили, краны и подъемные устройства.
    4. Виды грузов и способы их крепления.
    5. Назначение, устройство, порядок использования и техническое обслуживание якорного, буксирного и шлюпочного устройств.
    6. Различные виды маркировки, используемые на судне.
    7. Порядок работы с якорным устройством: постановка судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей; снятие судна с якоря, выборка якорей; управление шпилями и брашпилями.
    8. Порядок работы с буксирными устройствами: крепление буксирного троса на гаке и его отдача, крепление вожжевых и их уборка, порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства.
    9. Порядок работы со шлюпочными устройствами: работы по спуску и подъему спасательных и дежурных шлюпок, спуск их на воду, порядок посадки (высадки) людей в них, подъем их и крепление.
    10. Правила охраны труда при работе с якорным, буксирным и шлюпочным устройствами, грузоподъемными устройствами и механизмами.
  4. Уход за корпусом судна, палубами и судовыми помещениями.
    Умения:
    1. Обеспечивать уход за корпусом: мытье, окраску обшивки, промывку и очистку льяльных колодцев.
    2. Обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств.
    3. Обеспечивать уход за палубами: удалять воду, снег, лед; поддерживать в исправном состоянии шпигаты, закрытия полупортов фальшборта; поддерживать водонепроницаемость деревянных палуб, осуществлять конопаченье и заливку стыков палубных досок; скатывание водой и защиту от гидрометеорологических и прочих физических воздействий деревянного палубного настила; мытье настила.
    4. Обеспечивать уход за грузовыми помещениями: проводить чистку, мойку и поддерживать в рабочем состоянии защитное покрытие танков и грузовых цистерн.
    5. Обеспечивать уборку жилых, служебных и вспомогательных помещений; уборку и дезинфекцию кладовых грязного белья
    Знания:
    1. Правила подготовки корпусной части, палуб и судовых помещений перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий.
    2. Требования правил и инструкций по содержанию корпуса, судовых палуб и помещений; правила санитарии и гигиены на судах, способы проведения дезинфекции, дератизации и фумигации судов.
Профессии,содержащие эту функцию: Матрос 2 класса