Профессия:
«Моторист»
Трудовые функции:
  1. Выполнение судовых работ.
    Задачи:
    1. Уход за корпусом судна, палубами и судовыми помещениями.
      Умения:
      1. Обеспечивать уход за корпусом судна: мытье, окраску, промывку и очистку.
      2. Обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин машинного отделения.
      3. Обеспечивать уход за палубами: поддерживать в исправном состоянии шпигаты.
      4. Обеспечивать уход за помещениями машинного отделения: проводить чистку, мойку и поддерживать в рабочем состоянии.
      5. Обеспечивать уборку жилых, служебных и вспомогательных помещений.
      Знания:
      1. Основ морской практики.
      2. Основ судовых и такелажных работ.
      3. Способы покраски, инструмент и материала применяемого при судовых и покрасочных работах судов.
  2. Несение ходовых и стояночных вахт.
    Задачи:
    1. Обеспечению безопасной стояночной вахты.
      Умения:
      1. При стоянке судна на якоре вести наблюдение за окружающей обстановкой, контролировать положение и натяжение якорной цепи.
      2. При стоянке судна в порту наблюдать за швартовыми и обеспечивать чистоту бортов; осуществлять контрольно – пропускной режим на судне, оборудовать трапы и сходни и осуществлять уход за ними, эксплуатировать забортные трапы и сходни, осуществлять замер осадки судна по маркам углублений.
      3. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима на судне, периодический обход помещений судна по типовым маршрутам, доклады вахтенному помощнику капитана судна; выполнять установленные действия в случае обнаружения пожара или его признаков на судне или на берегу вблизи судна.
      Знания:
      1. Процедуры приема вахты, несения вахты, передачи и ухода с вахты.
      2. Задачи и обязанности вахтенного матроса при несении стояночных вахт.
      3. Назначение, классификация, конструктивные особенности различных типов якорных устройств, их принцип действия.
      4. Назначение, устройство, принцип действия якорных механизмов
      5. Назначение, составные элементы, принцип действия швартовных устройств и швартовных механизмов; их расположение на судне.
      6. Назначение, устройство, установка, крепление судовых сходней и трапов
      7. Расположение на судне балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений.
      8. Правила охраны труда при использовании палубных механизмов
  3. Несения вахты рядового состава в машинном отделении морских судов и судов внутреннего плавания.
    Задачи:
    1. Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении
      Умения:
      1. Различать аварийно-предупредительные сигналы, при подаче сигнала о включении углекислотной станции пожаротушения.
      2. Выполнять все операции по изменению режимов работы СЭУ механизмов и систем в соответствии с полученным распоряжением.
      3. Пользоваться системами и оборудованием машинного помещения.
      4. Понимать команды и быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты.
      5. Обслуживать судовые системы и судовые технические средства.
      Знания:
      1. Терминология, применяемая в машинном отделении.
      2. Порядок несения вахты в машинном отделении.
      3. Техники безопасности, связанная с работой в машинном отделении.
      4. Основные действия, связанные с защитой окружающей среды.
      5. Системы аварийной сигнализации в машинном отделении.
    2. Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации.
      Умения:
      1. Пользоваться противопожарным оборудованием в машинных помещениях.
      2. Осуществлять связь четко и точно в любое время.
      3. Выполнять первоначальные действия при получении информации об аварии или ненормальной ситуации.
      Знания:
      1. Обязанностей при аварии.
      2. Пути эвакуации из машинных помещений.
      3. Знание расположения противопожарного оборудования в машинных помещениях .
  4. Обеспечение эксплуатация и обслуживания СЭУ, судовых систем, механизмов и технических средств на вспомогательном уровне.
    Задачи:
    1. Безопасное использование электрического оборудования.
      Умения:
      1. облюдать меры безопасности, принимаемые до начала работы или ремонта.
      2. Узнавать опасности, связанные с электричеством, и опасное оборудование и сообщать о них.
      3. Выполнять процедуры изоляции.
      4. Содержание в надлежащем техническом состоянии электроинструмента, пневмоинструмента, силового инструмента, токарного и слесарного оборудования.
      5. Уметь выполнять действия при авариях.
      Знания:
      1. Различное электрическое напряжение на судне.
      2. Причин поражения электротоком и меры предосторожности, которые необходимо принимать для его предотвращения.
      3. Процедуры изоляции.
      4. Безопасное электрическое напряжение, в том что касается ручного электрооборудования.
      5. Опасности, связанные с высоковольтным оборудованием и работой на судне.
      6. Порядок действий при авариях
      7. Требования электробезопасности.
    2. Выполнение функциональных обязанностей
      Умения:
      1. Обслуживать главные двигатели и вспомогательные механизмы, обеспечивающие их работу, механическую часть рулевого устройства, палубных механизмов и судовых систем с приборами и оборудованием.
      2. Обслуживание трубопроводов и клапанов судовых систем и управлять ими.
      3. Выполнять работы по устранению неисправностей технических средств своего заведования.
      4. Пользоваться системами внутрисудовой связи и средствами тушения пожара в машинном отделении.
      5. Нести машинные вахты согласно графику и руководить работой мотористов по обслуживанию и ремонту технических средств судна.
      6. Нести вахту на посту управления главными двигателями под руководством вахтенного механика.
      Знания:
      1. Нормативные эксплуатационно- технические показатели работы главных двигателей и вспомогательных механизмов.
      2. Инструкции и правила по эксплуатации и обслуживанию судовых технических средств.
      3. Назначение, устройство и особенности эксплуатации оборудования главных и вспомогательных механизмов, судовых технических средств.
    3. Несение безопасной машинной вахты
      Умения:
      1. Понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту в машинном отделении.
      2. Общаться четко, точно и понятно.
      3. Выполнять подготовительные операции, обеспечивающие действие технических средств (подача электропитания и рабочих сред, выполнение необходимых переключений в системах, связанных с техническим средством, отключение при необходимости автоматической защиты).
      4. Своевременно докладывать вахтенному механику о недостатках работы ГЭУ, механизмов и технических средств.
      5. Выполнять все переключения, механизмов под руководством вахтенного механика.
      6. Пользоваться технической документацией, инструкциями по эксплуатации.
      7. Доклад вахтенному начальнику о результате пуска и остановки СЭУ и судовых технических средств.
      8. Производство подготовки судовых систем к пуску, пуск систем, и остановка судовых систем.
      9. Наблюдение за работой систем и механизмов СЭУ с установленной периодичностью.
      Знания:
      1. Регламент заступления на вахту, ухода с вахты, несения и передачи вахты.
      2. Нормативные эксплуатационно- технические показатели работы оборудования главных и вспомогательных механизмов, судовых технических средств..
      3. Инструкции и правила по эксплуатации и обслуживанию судовых технических средств.
      4. Назначение, устройство и особенности эксплуатации оборудования главных и вспомогательных механизмов, судовых технических средств.
    4. Обслуживанию и ремонт на судне.
      Умения:
      1. Правильно выбирать и использовать оборудование и инструменты.
      2. Использовать краску, смазку и очищающие материалы и оборудование.
      3. Использовать ручной, механический и измерительный инструмент.
      4. Выполнять процедуры текущего технического обслуживания и ремонта.
      5. Владеть слесарным делом, во время выполнения ремонта судовых энергетических установок, механизмов машинного помещения, палубных механизмов и рулевого устройства
      6. Эксплуатировать, регулировать и осуществлять наладку узлов судовых систем.
      Знания:
      1. Проведения текущего технического обслуживания и ремонта.
      2. Применения и использования ручных и электрических инструментов, а также измерительных приборов и станков.
      3. Работы с металлами.
      4. Слесарного дела, во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательный механизмов и котлов.
      5. Выполнять меры безопасности при ремонте.
    5. Предотвращение загрязнения окружающей среды.
      Умения:
      1. Использовать и эксплуатировать оборудование для борьбы с загрязнением.
      2. Предотвращать загрязнение окружающей среды вредными веществами, перевозимыми судном, нефтью и нефтепродуктами.
      3. Предотвращать загрязнение окружающей среды сточными водами, мусором.
      Знания:
      1. Мер предосторожности, для предотвращения загрязнения окружающей среды.
      2. Требований экологической безопасности.
      3. Одобренных методов удаления загрязнителей водных объектов.
      4. Требования национальных нормативных правовых документов по предотвращению загрязнения окружающей среды.
    6. Применение правил гигиены труда и техники безопасности.
      Умения:
      1. Соблюдать химическую и биологическую безопасность.
      2. Предотвращать повреждение спины, при подъеме тяжестей.
      3. Применять средства индивидуальной защиты
      4. Соблюдать требования охраны труда в процессе производственной деятельности.
      Знания:
      1. Правила проведения работ в закрытых помещениях.
      2. Безопасной практики работы и личной безопасности на борту.
      3. Правила проведения высотных работ.
      4. Системы выдачи разрешений на работу.
      5. Правила безопасной работы с механизмами.
      6. Методы предотвращения травм спины.
      7. Классификация и причины производственного травматизма.
  5. Погрузочно – разгрузочные работы.
    Задачи:
    1. ?
      Умения:
      1. Участвовать в подготовке грузовых трюмов, танков и грузовых устройств к погрузочно – разгрузочным работам.
      2. Под руководством грузового помощника открывать и закрывать трюмы; открывать и закрывать приемные клинкеты танков и клинкеты на грузовом трубопроводе на танкере.
      3. Соблюдать правила охраны труда при подготовке судна к размещению груза.
      Знания:
      1. Порядок подготовки грузовых трюмов, танков и грузовых устройств к погрузочно – разгрузочным работам.
      2. Правила охраны труда при подготовке судна к размещению груза.
    2. Содействие погрузке и выгрузке груза и предметов снабжения, посадке и высадке пассажиров
      Умения:
      1. Проверять маркировку и внешнее состояние грузовых мест.
      2. Осуществлять зацепку груза для его подъема и перемещения.
      3. Выполнять обязанности, связанные с размещением, укладкой и сепарированием груза и багажа.
      4. Содействовать безопасной посадке и высадке пассажиров
      5. Соблюдать правила охраны труда при выполнении грузовых операций.
      Знания:
      1. Знание процедур по безопасной погрузке и выгрузке, размещению и креплению грузов и предметов снабжения, включая опасные, вредные и ядовитые вещества и жидкости.
      2. Средства пакетирования и строповки грузов, грузовой инвентарь; требования по использованию стропов из растительных волокон и стропов из стальных тросов, схемы строповки различных видов грузов.
      3. Прием грузов для перевозки на верхней палубе, требования к их укладке и раскреплению.
      4. Правильная укладка грузов, отсутствие повреждений тары; сепарация отдельных партий груза, правильность штивки при погрузке навалочных грузов.
  6. Участие в борьбе за живучесть судна, и охраны судна.
    Задачи:
    1. Использование коллективных и индивидуальных спасательных средств
      Умения:
      1. Использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства.
      2. Производить спуск и подъем спасательных средств, дежурных шлюпок и спасательных плотов и уметь управлять ими.
      3. Применять способы и приемы оставления судна.
      4. Оказывать помощь людям, оказавшимся в воде.
      5. Участвовать в организации управлением людьми на спасательном средстве.
      Знания:
      1. Виды коллективных и индивидуальных средств и их снабжение, маркировка спасательных средств
      2. Порядок спуска и подъема спасательных средств.
      3. Способы и приемы оставления судна, способы выживания на воде.
    2. Оказание первой помощи на борту судна
      Умения:
      1. Использовать аптечку первой помощи.
      2. Оказывать первую помощь при ранениях, поражении электрическим током, утоплении, ожогах, обморожении, переломах, различных видов отравлениях.
      3. Выполнять сердечно – легочную реанимацию, непрямой массаж сердца.
      Знания:
      1. Порядок оказания первой помощи при ранениях, поражении электрическим током, утоплении, ожогах, обморожении, переломах, различных видов отравлениях.
    3. Охрана судна
      Умения:
      1. Выполнять обязанности согласно расписанию по тревогам при актах незаконного вмешательства.
      2. Выполнять действия, по охране судна от актов незаконного вмешательства, согласно инструкциям и предписаниям.
      3. Подача сигналов бедствия различными средствами
      4. Участие в обеспечении охраны судна, груза,безопасности экипажа и пассажиров
      5. Соблюдение требований безопасности плавания.
      Знания:
      1. Порядок действий в случае незаконного проникновения на судно посторонних лиц (пиратов, нелегальных пассажиров и др.).
      2. Перечня устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для нахождения на борту судна.
      3. Положений законодательных и нормативных правовых актов в охраны судна.
    4. Участие в борьбе за живучесть судна.
      Умения:
      1. Действовать при проведении различных видов тревог.
      2. Использовать средства пожаротушения.
      3. Пользоваться средствами борьбы за непотопляемость судна.
      4. Пользоваться аварийным снабжением судна.
      5. Применять средства индивидуальной защиты.
      Знания:
      1. Виды и химическая природа пожара.
      2. Средства и системы пожаротушения на судне.
      3. Типы переносных и стационарных огнетушителей
      4. Автономные дыхательные аппараты и аварийные дыхательные устройства
      5. Виды судовых аварийных систем, аварийного имущества и инструмента по борьбе с водой.
      6. Маркировки шпангоутов, дверей, люков, крышек и горловин
      7. Приёмы и способы заделки пробоин, подкрепления водонепроницаемых переборок, применение аварийного инвентаря и материала
      8. Средства индивидуальной защиты.
      9. Сигналы тревог, обязанности и действия по тревогам.
      10. Аварийное, противопожарное снабжение.
      11. Аварийное спасательное оборудование и инструмент, их расположение на судне.

Код группы: 8350-9

Квалификационный уровень по ОРК: 1

Требования к личностным компетенциям: 1. Работа под руководством/ наблюдением в знакомых и четко определенных обстоятельствах, ответственность за результаты выполнения простых заданий/операций 2. Прохождении начальной подготовки по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 и подготовки по охране в соответствии с Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 8350 Матрос, 8350-9 Рулевой, 52.19 Моторист (машинист)

Уровень образования: Полное общее среднее образование. Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы Стаж работы на судах в составе машинной команды - не менее 2 месяцев.

Специальность: Эксплуатация судовых энергетических установок

Квалификация: моторист судовой