Профессия:
«Составитель поездов 1 – 2 класса станций (расцепщик)»
Трудовые функции:
  1. Выполнение функциональных работ при маневровой работе
    Задачи:
    1. Обеспечение безопасности движения и сохранности подвижного состава.
      Умения:
      1. Сообщать диспетчеру маневровому, дежурному по станции, в случае выявления несоответствий и отклонений безопасности движения.
      2. Получать задания на маневровую работу от ответственного лица.
      3. Выполнять задания на маневровую работу, при полном обеспечении безопасности работников, занятых на маневрах, сохранности подвижного состава и грузов.
      4. Ознакамливать в случае изменения плана работы заблаговременно всех участников маневровой работы с новым планом и характером работы.
      5. Формировать поезда в точном соответствии с требованиями ПТЭ, ИДП, и местных инструкций по формированию поездов..
      Знания:
      1. Закон РК о железнодорожном транспорте.
      2. Приказы, распоряжения, нормативные и методические материалы по безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном транспорте в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
      3. ПТЭ.
      4. ИДП.
      5. ИСИ.
      6. ТРА станций.
      7. План формирования поездов.
      8. Инструкция по составлению натурного листа
      9. Регламент переговоров машиниста, ДСП и составителя поездов.
    2. Производство маневровой работы.
      Умения:
      1. Производить с особой осторожностью маневры с вагонами, негабаритными, разрядными и опасными грузами, а также вагонами, требующими особой осторожности.
      2. Совмещать расформирование поездов с формированием, подформирование групп вагонов в процессе их накопления в состав.
      3. Проверять перед началом движения маневрового состава нет ли препятствий для передвижения вагонов.
      4. Передавать сигналы и указания машинисту маневрового локомотива, соблюдая установленный регламент переговоров, касающиеся маневровых передвижений.
      5. Соблюдать меры предосторожности при производстве маневровой работы на путях, расположенных на уклонах, во всех случаях (постановка стрелок в изолирующее положение, укладка башмаков под отдельные отцепы).
      6. Исключить возможность столкновения отцепленных вагонов с маневровым составом, а также ухода вагонов в другие районы.
      7. Расставлять подвижной состав по фронтам погрузки и выгрузки на подъездных путях в соответствии с установленной специализацией подъездного пути, так чтобы не требовалось дополнительное производство маневровой работы.
      Знания:
      1. Закон РК о железнодорожном транспорте.
      2. Приказы, распоряжения, нормативные и методические материалы по безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном транспорте в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
      3. ПТЭ.
      4. ИДП.
      5. ИСИ.
      6. ТРА станций.
      7. План формирования поездов.
      8. Инструкция по составлению натурного листа.
      9. Регламент переговоров машиниста, ДСП и составителя поездов.
    3. Техника безопасности при производстве маневровой работы.
      Умения:
      1. Контролировать своевременную подготовку стрелок для маневровых передвижений и правильной подачи сигналов и указаний ДСП, ДСПЦ, ДСПГ и машиниста локомотива.
      2. Поддерживать связь с машинистом с помощью ручных и звуковых сигналов в случае отсутствия радиосвязи.
      3. Находиться на первом по направлению движения вагоне, при передвижении маневрового состава.
      4. Не допускать выхода подвижного состава за предельные столбики (изолирующие стыки и сигналы) противоположного конца путей.
      5. Не допускать передвижений маневровых составов (локомотивов вперед или вагонами вперед) не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом.
      6. Убедиться в отсутствии препятствий для движения локомотива, при производстве маневровой работы в местах погрузки выгрузки.
      Знания:
      1. Закон РК о железнодорожном транспорте.
      2. Приказы, распоряжения, нормативные и методические материалы по безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном транспорте в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
      3. ПТЭ.
      4. ИДП.
      5. ИСИ.
      6. ТРА станций.
      7. План формирования поездов.
      8. Инструкция по составлению натурного листа.
      9. Регламент переговоров машиниста, ДСП и составителя поездов.
  2. Организация действий составителя поездов при приеме смены
    Задачи:
    1. Прием смены.
      Умения:
      1. Ознакомиться на планерном совещании с планом предстоящей работы на смену, имеющимися указаниями и распоряжениями, касающиеся приема и отправления поездов и маневров.
      2. Следовать на рабочее место по специально установленному маршруту служебного прохода.
      3. Ознакамливаться с наличием и расположением подвижного состава на путях обслуживаемого участка, на основе информации сдающего смену проверять правильность закрепления состава на путях согласно ТРА станции обслуживания.
      4. Принимать у сдающего смену составителя поездов инвентарь строгого учета: радиостанцию, сигнальные принадлежности (фонарь, флажок)
      5. Принимать дежурство с минимальной затратой времени.
      6. Проверять надежность радиосвязи с машинистом маневрового локомотива.
      Знания:
      1. Закон РК о железнодорожном транспорте.
      2. Приказы, распоряжения, нормативные и методические материалы по безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном транспорте в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
      3. Правила технической эксплуатации железных дорог.
      4. ПТЭ.
      5. ИДП
      6. ИСИ
      7. ТРА станций.
      8. Регламент переговоров машиниста, ДСП и составителя поездов.
  3. Организация работ по закреплению составов
    Задачи:
    1. Закрепление и уборка тормозных башмаков.
      Умения:
      1. Производить закрепление и уборку тормозных башмаков на приемоотправочных путях станции по указанию ДСП.
      2. Сдавать тормозные башмаки ДСПП, ДСПГ под роспись в журнале ДУ-67, при производстве уборки тормозных башмаков на станционных путях.
      3. Не допускать оставление вагонов без закрепления или с закреплением менее установленной ТРА станции нормы.
      4. Проверять правильность раннее уложенных тормозных башмаков и установить дополнительные, в случае прицепления дополнительных вагонов к уже стоящим и закрепленным вагонам.
      Знания:
      1. Закон РК о железнодорожном транспорте.
      2. Приказы, распоряжения, нормативные и методические материалы по безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном транспорте в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
      3. ПТЭ.
      4. ИДП.
      5. ИСИ.
      6. ТРА станций.
      7. План формирования поездов.
      8. Инструкция по составлению натурного листа.
      9. Регламент переговоров машиниста, ДСП и составителя поездов.
  4. Совершение действий составителя поездов при сдаче смены
    Задачи:
    1. Сдача смены
      Умения:
      1. Ознакомить вступающего на смену составителя поездов с обстановкой в обслуживаемом районе, а также с первоочередными заданиями.
      2. Сдавать тормозные башмаки на пост дежурного по горке под роспись в журнале формы ДУ-67.
      3. Сдавать вступающему на дежурство составителю поездов рабочий инвентарь строгого учета: носимую радиостанцию, сигнальные принадлежности (флажок, фонарь)
      4. Сообщать вступающему на смену составителю поездов обо всех неисправностях.
      Знания:
      1. Закон РК о железнодорожном транспорте.
      2. Приказы, распоряжения, нормативные и методические материалы по безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном транспорте в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
      3. Правила технической эксплуатации железных дорог.
      4. ПТЭ.
      5. ИДП.
      6. ИСИ.
      7. ТРА станций.
      8. План формирования поездов.
      9. Инструкция по составлению натурного листа.
      10. Регламент переговоров машиниста, ДСП и составителя поездов.

Квалификационный уровень по ОРК: 3

Требования к личностным компетенциям: Стрессоустойчивость, высокая работоспособность, желание постоянно повышать уровень знания.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Оператор по сортировочной горке. 2 Старший регулировщик скорости движения вагонов. ЕТКС, выпуск 52 Составитель поездов.

Уровень образования: среднее