Профессия:
«Матрос-монтёр обстановки»
Трудовые функции:
  1. Выполнение судовых работ
    Задачи:
    1. Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работ
      Умения:
      1. Осуществлять подготовку к окраске металлических поверхностей: удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; очистка и грунтовка поверхности под покраску.
      2. Красить металлические и деревянные поверхности с соблюдением технологии проведения окрасочных работ.
      3. Осуществлять окраску рангоута, забортных и труднодоступных частей судна.
      4. Выполнять простые плотницкие и столярные работы.
      5. Использовать окрасочный, плотницкий и столярный инструмент.
      6. Соблюдать правила охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ.
      Знания:
      1. Основные виды красок, грунтовок, лаков, растворителей и особенности их применения на судне.
      2. Технология проведения окрасочных работ на судне.
      3. Инструменты и приспособления для выполнения окрасочных, плотницких и столярных работ.
      4. Правила охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ.
      5. Правила охраны труда при работах на высоте, за бортом и в замкнутых помещениях.
    2. Выполнение такелажных работ
      Умения:
      1. Изготавливать из растительных тросов судовое снаряжение.
      2. Вязать и применять морские узлы.
      3. Применять инструмент и материалы для такелажных работ.
      4. Соблюдать правила охраны труда при выполнении такелажных работ.
      Знания:
      1. Основные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов, сравнительная прочность тросов.
      2. Применение такелажных цепей.
      3. Инструмент и материалы для выполнения такелажных работ.
      4. Правила охраны труда при выполнении такелажных работ.
    3. Выполнение швартовых работ
      Умения:
      1. Осуществлять проверку работы швартовных механизмов на холостом ходу, производить подготовку швартовных тросов.
      2. Осуществлять крепление к огону швартовного конца и подачу бросательного конца на берег, в том числе с использованием проводника.
      3. Закладывать швартовы (огон и серьгу) на береговые палы, береговые рымы и швартовные бочки, на тумбы камеры шлюза, плавучие/стационарные рымы.
      4. Принимать буксирные концы, поданные с портовых буксиров, завозить швартовы на берег с помощью шлюпки.
      5. Осуществлять выборку швартовых при отходе от причала, выходе из шлюза.
      6. Использовать приемы и технологические операции, предотвращающие попадание швартова под работающий винт.
      7. Обеспечивать хранение швартовных концов и уход за швартовным устройством судна.
      8. Выполнять команды, и производство докладов при выполнении швартовных операций.
      Знания:
      1. Судовое расписание по швартовке, обязанности матроса при швартовных работах.
      2. Порядок подготовки швартовного устройства к работе.
      3. Назначение швартовных и буксирных тросов.
      4. Последовательность действий, связанных со швартовкой к швартовому бую или швартовой бочке.
      5. Порядок хранения швартовных концов и ухода за швартовным устройством судна.
      6. Команды, выполняемые при швартовных операциях.
      7. Правила охраны труда при выполнении швартовных работ.
    4. Содействие безопасной эксплуатации палубного оборудования и механизмов
      Умения:
      1. Участвовать в подготовке кранового оборудования к работе.
      2. Осуществлять подготовку якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь и к снятию судна с якоря и выборке якоря.
      3. Крепить якорь по-походному.
      4. Работать с брашпилем/шпилем, стопорами при отдаче и выборке якоря.
      5. Выполнять команды и докладывать при выполнении работ по постановке судна на якорь и снятию с якоря.
      6. Вооружать и разоружать трап, устанавливать подъемники и трапы.
      7. Использовать основные сигналы, необходимые при работе с оборудованием, включая лебедки, брашпили, краны и подъемные устройства.
      8. Соблюдать правила охраны труда при работе с якорным, буксирным и шлюпочным устройствами, грузоподъемными устройствами и механизмами.
      Знания:
      1. Назначение и использование лебедок, брашпилей, шпилей и прочего соответствующего оборудования.
      2. Растительные и стальные тросы, канаты и цепи, включая их конструкцию, использование, маркировку, обслуживание и надлежащую укладку.
      3. Основные сигналы, необходимые при работе с оборудованием, включая лебедки, брашпили, краны и подъемные устройства.
      4. Виды грузов и способы их крепления.
      5. Различные виды маркировки, используемые на судне.
      6. Порядок работы с буксирными устройствами: крепление буксирного троса на гаке и его отдача, крепление вожжевых и их уборка, порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства.
      7. Правила охраны труда при работе с якорным, буксирным и шлюпочным устройствами, грузоподъемными устройствами и механизмами.
    5. Уход за корпусом судна, палубами и судовыми помещениями
      Умения:
      1. Обеспечивать уход за корпусом: мытье, окраску обшивки.
      2. Проверять исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств.
      3. Обеспечивать уход за палубами: удалять воду, снег, лед; поддерживать в исправном состоянии шпигаты, закрытия полупортов фальшборта.
      4. Обеспечивать уход за грузовыми помещениями: проводить чистку, мойку и поддерживать в рабочем состоянии защитное покрытие танков и грузовых цистерн.
      5. Обеспечивать уборку жилых, служебных и вспомогательных помещений; уборку и дезинфекцию кладовых грязного белья.
      Знания:
      1. Правила подготовки корпусной части, палуб и судовых помещений перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий.
      2. Требования правил и инструкций по содержанию корпуса, судовых палуб и помещений.
      3. Правила санитарии и гигиены на судах, способы проведения дезинфекции, дератизации и фумигации судов.
  2. Оказание первой помощи на борту судна
    Задачи:
    1. Оказание первой помощи на борту судна
      Умения:
      1. Использовать аптечку первой помощи.
      2. Оказывать первую помощь на судне.
      Знания:
      1. Порядок оказания первой помощи на судне.
  3. Соблюдение требований безопасности плавания, охраны труда и экологической безопасности
    Задачи:
    1. Использование индивидуальных и коллективных спасательных средств
      Умения:
      1. Использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства.
      2. Применять способы и приемы оставления судна.
      3. Оказывать помощь людям, оказавшимся в воде.
      4. Участвовать в организации управлением людьми на спасательном средстве.
      Знания:
      1. Виды коллективных и индивидуальных средств и их снабжение, маркировка спасательных средств.
      2. Порядок спуска и подъема спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок.
      3. Порядок оставления судна, способы выживания на воде.
    2. Соблюдение требований норм охраны труда, противопожарной и экологической безопасности на судне
      Умения:
      1. Соблюдать правила охраны труда в процессе производственной деятельности.
      2. Соблюдать требования пожарной безопасности на судне.
      3. Предотвращать загрязнение окружающей среды вредными нефтепродуктами, сточными водами и мусором.
      Знания:
      1. Требования правил охраны труда на судах.
      2. Виды ответственности за нарушение правил охраны труда.
      3. Опасные и вредные производственные факторы, основные средства индивидуальной защиты, способы профилактики профессиональных заболеваний.
      4. Требования электробезопасности на судах.
      5. Факторы пожара, причины пожаров на судах, классификация материалов и веществ по пожарной опасности.
      6. Обеспечение пожарной безопасности на судне, система противопожарного контроля на судне.
      7. Общие сведения о вредных веществах, перевозимых водным транспортом и их маркировка.
      8. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности.
      9. Меры предосторожности, необходимые для предупреждения загрязнения окружающей среды, использование и эксплуатация оборудования для предотвращения загрязнения окружающей среды, одобренные способы устранения водных загрязнителей.
    3. Участие в борьбе за живучесть судна
      Умения:
      1. Действовать при различных видах тревог согласно расписанию по тревогам.
      2. Подавать сигналы бедствия различными средствами.
      3. Использовать пожарные стволы, рукава, пеногенераторы и стационарные системы пожаротушения.
      4. Пользоваться аварийным снабжением судна, заводить пластырь, устанавливать «цементный ящик», осуществлять подкрепление водонепроницаемых переборок и заделку повреждений трубопроводов.
      5. Применять средства индивидуальной защиты.
      6. Применять меры, обеспечивающие защиту экипажа в аварийных ситуациях.
      Знания:
      1. Сигналы тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам.
      2. Виды и способы подачи сигналов бедствия.
      3. Аварийно - спасательное оборудование и инструмент, его расположение на судне.
      4. Средства и системы пожаротушения на судне.
      5. Тактика тушения пожара. Особенности борьбы с пожарами на различных типах судов.
      6. Основные виды судовых аварийных систем, аварийного имущества и инструмента по борьбе с водой.
      7. Виды маркировки шпангоутов, дверей, люков, крышек и горловин.
      8. Основные приемы и способы заделки пробоин, подкрепления водонепроницаемых переборок, применение аварийного снабжения.
      9. Правила пользования аварийным и противопожарным снабжением судна.
      10. Средства индивидуальной защиты.
  4. Участие в подготовке грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке и их уборке
    Задачи:
    1. Осуществление подготовки грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке и их уборке
      Умения:
      1. Принимать участие в погрузочно-разгрузочных операциях с буями.
      2. Производить сортировку сепарации, отделение мусора и выгрузку мусора на палубу.
      Знания:
      1. Процедуры доступа в закрытые помещения.
      2. Процесса уборки и хранения отходов на верхней палубе.
  5. Участие в содержании и обслуживании знаков навигационного оборудования
    Задачи:
    1. Выполнение ремонта и покраски знаков навигационного оборудования
      Умения:
      1. Готовить к окраске металлические ЗНО: удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; очистка и грунтовка поверхности под покраску.
      2. Готовить к окраске деревянные поверхности ЗНО: просушка, покрытие олифой, шлифовка, грунтовка.
      Знания:
      1. Технология проведения окрасочных работ ЗНО.
      2. Инструменты и приспособления для выполнения окрасочных, плотницких и столярных работ.
      3. Правила охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ.
    2. Выставление и снятие знаков навигационного оборудования
      Умения:
      1. Осуществлять сборку ЗНО.
      2. Осуществлять выставление и снятие ЗНО.
      Знания:
      1. Устройство, назначение ЗНО.
      2. Требования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
    3. Очистка знаков навигационного оборудования
      Умения:
      1. Осуществлять очистку ЗНО от мусора.
      2. Принимать участие в удалении или ограждение препятствий, обнаруженных при тралении.
      Знания:
      1. Устройство, назначение ЗНО.
      2. Требования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Квалификационный уровень по ОРК: 1

Требования к личностным компетенциям: 1. Годность по состоянию здоровья к работе на судах. 2. Деятельность под непосредственным контролем. 3. Честность, порядочность, исполнительность, аккуратность, внимательность, ответственность.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 2 Моторист-рулевой - монтёр обстановки. 2 Лебедчик-моторист. 1 Матрос технического флота. ЕТКС выпуск №52 Матрос 3-5 разряд 3-й разряд: При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт; на земснаряде (землесосе) производительностью до 700 м3/час; на плавучих кранах мощностью двигателя до 300 кВт. 4-й разряд При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт; на земснарядах (землесосах) производительностью свыше 700 м3/час; на плавучих кранах мощностью двигателя свыше 300 кВт; на всех дноочистительных снарядах. 5-й разряд. При выполнении работ на судоходных гидротехнических сооружениях и судоподъеме.

Уровень образования: Среднее образование