Профессия:
«Моторист-рулевой – монтёр обстановки»
Трудовые функции:
  1. Выполнение погрузочно – разгрузочных работ
    Задачи:
    1. Подготовка помещений, грузовых трюмов, размещению груза
      Умения:
      1. Участвовать в подготовке грузовых трюмов и грузовых устройств к погрузочно – разгрузочным работам.
      2. Под руководством открывать и закрывать трюмы.
      3. Принимать участие в погрузочно-разгрузочных операциях с буями.
      4. Производить уборку и мытье трюмов с применением моющих средств, сушку и устранение запаха.
      5. Соблюдать правила охраны труда при подготовке судна к размещению груза.
      Знания:
      1. Порядок подготовки грузовых трюмов и грузовых устройств к погрузочно – разгрузочным работам.
      2. Зачистка трюмов, уборка и хранение отходов на верхней палубе.
      3. Правила охраны труда при подготовке судна к размещению груза.
  2. Выполнение судовых работ
    Задачи:
    1. Выполнение работ по уходу за корпусом судна, палубами и судовыми помещениями
      Умения:
      1. Обеспечивать уход за корпусом судна: мытье, окраску, промывку и очистку.
      2. Обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин машинного отделения.
      3. Обеспечивать уход за палубами: поддерживать в исправном состоянии шпигаты.
      4. Обеспечивать уход за помещениями машинного отделения: проводить чистку, мойку и поддерживать в рабочем состоянии.
      5. Обеспечивать уборку жилых, служебных и вспомогательных помещений.
      Знания:
      1. Основы судовых и такелажных работ.
      2. Способы покраски, инструмент и материала применяемого при судовых и покрасочных работах судов.
      3. Правила охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ.
  3. Обеспечение эксплуатации и обслуживания СЭУ, судовых систем, механизмов и технических средств на вспомогательном уровне
    Задачи:
    1. Выполнение обязанностей по эксплуатации и обслуживанию СЭУ
      Умения:
      1. Принимать участие в несении вахты в машинном отделении согласно судовому расписанию.
      2. Обслуживать ГЭУ и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу.
      3. Своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию.
      4. Обеспечивать непрерывную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
      5. Поддерживать в машинном отделении чистоту и порядок.
      6. Безопасно использовать электрическое оборудования.
      7. Содержать в надлежащем техническом состоянии электроинструмент, пневмоинструмент, силовой инструмент, токарное и слесарное оборудование.
      8. Наблюдать за работой систем и механизмов СЭУ с установленной периодичностью.
      9. Осуществлять несение безопасной машинной вахты.
      10. Пользоваться технической документацией, инструкциями по эксплуатации.
      11. Производить подготовку судовых систем к пуску, пуск систем, и остановку судовых систем.
      12. Выполнять все переключения, механизмов под руководством вахтенного механика.
      13. Предотвращать загрязнение окружающей среды вредными веществами, перевозимыми судном, нефтью, нефтепродуктами, сточными водами, мусором.
      14. Применять средства индивидуальной защиты и личной гигиены.
      Знания:
      1. Основы устройства судна.
      2. Назначение, устройства и особенности работы главных энергетических установок и вспомогательных механизмов.
      3. Основы электротехники и электрооборудования судов.
      4. Расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению.
      5. Инструкции по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.
      6. Требования электробезопасности.
      7. Безопасное электрическое напряжение, в том что касается ручного электрооборудования.
      8. Различное электрическое напряжение на судне.
      9. Инструкции и правила по эксплуатации и обслуживанию судовых технических средств.
      10. Основные сведения об источниках питания и правила их эксплуатации.
      11. Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки.
      12. Устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов.
      13. Значение показаний приборов своего заведования.
      14. Принцип работы различных систем рулевого устройства.
      15. Требования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
    2. Обслуживание и ремонт на судне
      Умения:
      1. Использовать оборудование и инструменты.
      2. Использовать краску, смазку, очищающие материалы и оборудование.
      3. Использовать ручной, механический и измерительный инструмент.
      4. Выполнять процедуры текущего технического обслуживания и ремонта.
      5. Владеть слесарным делом, во время выполнения ремонта судовых энергетических установок, механизмов машинного помещения, палубных механизмов и рулевого устройства.
      6. Эксплуатировать, регулировать и осуществлять наладку узлов судовых систем ГЭУ и механизмов.
      Знания:
      1. Проведения текущего технического обслуживания и ремонта.
      2. Применения и использования ручных и электрических инструментов, а также измерительных приборов и станков.
      3. Работы с металлами.
      4. Слесарного дела, во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательный механизмов и котлов.
      5. Выполнять меры безопасности при ремонте.
  4. Удержание судна на постоянном курсе или изменение курса
    Задачи:
    1. Удерживание судна на постоянном курсе или изменение курса по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания
      Умения:
      1. Удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания, как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей и рулевого устройства не более 4 часов в сутки.
      2. Осуществлять наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах.
      3. Осуществлять контроль за работой курсоуказателя и рулевого устройства.
      4. Осуществлять контроль габаритов судового хода.
      Знания:
      1. «Устав службы на судах» РК.
      2. «Правила плавания по внутренним водным путям» РК.
      3. Правила технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания.
      4. Правила перехода с ручного управления на автоматическое.
      5. Правила шлюзования.
      6. Условия плавания в районе, в котором судно совершает рейс.
      7. Рулевое устройство, принцип действия рулевого комплекса при работе двигателей на передний и задний ход, при плавании на мелководье, при волнении, ветре, швартовке, отданном якоре и другое.
      8. Звуковую и световую сигнализацию.
      9. Принцип работы различных систем рулевого устройства.
  5. Участие в борьбе за живучесть судна, и охраны судна
    Задачи:
    1. Выполнение охраны судна
      Умения:
      1. Выполнять действия, по охране судна согласно инструкциям и предписаниям.
      2. Подавать сигналы бедствия различными средствами.
      3. Участвовать в обеспечении охраны судна, груза, безопасности экипажа.
      4. Соблюдать требования безопасности плавания.
      Знания:
      1. Перечень устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для нахождения на борту судна.
      2. Сигналы бедствия.
    2. Использование коллективных и индивидуальных спасательных средств
      Умения:
      1. Использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства.
      2. Производить спуск и подъем спасательных средств, дежурных шлюпок и спасательных плотов и уметь управлять ими.
      3. Применять способы и приемы оставления судна.
      4. Оказывать помощь людям, оказавшимся в воде.
      Знания:
      1. Виды коллективных и индивидуальных средств и их снабжение, маркировка спасательных средств.
      2. Порядок спуска и подъема спасательных средств.
      3. Способы и приемы оставления судна, способы выживания на воде.
    3. Оказание первой помощи на борту судна
      Умения:
      1. Использовать аптечку первой помощи.
      2. Оказывать первую помощь при ранениях, поражении электрическим током, утоплении, ожогах, обморожении, переломах, различных видов отравлениях.
      Знания:
      1. Порядок оказания первой помощи при ранениях, поражении электрическим током, утоплении, ожогах, обморожении, переломах, различных видов отравлениях.
    4. Участие в борьбе за живучесть судна
      Умения:
      1. Действовать при проведении различных видов тревог.
      2. Использовать средства пожаротушения.
      3. Пользоваться средствами борьбы за непотопляемость судна.
      4. Пользоваться аварийным снабжением судна.
      5. Применять средства индивидуальной защиты.
      Знания:
      1. Природа пожара.
      2. Средства и системы пожаротушения на судне.
      3. Переносные и стационарные огнетушителей.
      4. Дыхательные устройства
      5. Виды судовых аварийных систем, имущества и инструмента по борьбе с водой.
      6. Маркировки шпангоутов, дверей, люков, крышек и горловин.
      7. Способы заделки пробоин, подкрепления водонепроницаемых переборок.
      8. Средства индивидуальной защиты.
      9. Сигналы тревог, обязанности и действия по тревогам.
      10. Аварийное, противопожарное снабжение.
  6. Участие в выставлении, снятии, содержании и обслуживании навигационного оборудования
    Задачи:
    1. Участие в выставлении и снятии навигационного оборудования
      Умения:
      1. Осуществлять загрузку навигационного оборудования с берега на судно.
      2. Осуществлять зачалку судна при необходимости.
      3. Осуществлять техническую сборка навигационного оборудования: подлегчина, плотик, силуэт, якорь, цепь.
      4. Осуществлять выставление/снятии навигационного оборудования в нужной точке, согласно обстановочной карте.
      Знания:
      1. «Устав службы на судах» РК.
      2. «Правила плавания по внутренним водным путям» РК.
      3. Технические характеристики навигационного оборудования.
      4. Правила техники безопасности.
      5. Процесс сборки навигационного оборудования.
      6. Правила эксплуатации, настройки и установки светосигнальной аппаратуры и автоматов на знаках обстановки.
      7. Устройство, назначение, правила расстановки знаков судоходной обстановки.
      8. Инструкция по содержанию знаков навигационного оборудования внутренних водных путей.
      9. Принципы эксплуатации, устройство, назначение, правила расстановки ЗНО.
      10. Порядок проведения работ по выставлению судоходной обстановки, промерных и тральных работ.
    2. Участие в содержании и обслуживании навигационного оборудования
      Умения:
      1. Осуществлять очистку навигационного оборудования от мусора.
      2. Осуществлять своевременную смену источников питания, ламп на знаках обстановки и замена электроламп в светосигнальных приборах.
      3. Осуществлять обеспечение исправного действия световой сигнализации на знаках судоходной обстановки.
      4. Осуществлять устранение неисправностей, обнаруживаемых при контрольных объездах участка.
      5. Производить перестановку знаков по мере необходимости.
      Знания:
      1. «Устав службы на судах» РК.
      2. «Правила плавания по внутренним водным путям» РК.
      3. Технические характеристики знака.
      4. Правила техники безопасности.
      5. Звуковую и световую сигнализацию.
      6. Основные сведения об источниках питания и правила их эксплуатации.
      7. Элементарные сведения по электротехнике и оптике.
      8. Правила эксплуатации, настройки и установки светосигнальной аппаратуры и автоматов на знаках обстановки.
      9. Устройство, назначение, правила расстановки знаков судоходной обстановки.
      10. Инструкция по содержанию знаков навигационного оборудования внутренних водных путей.
      11. Принципы эксплуатации, устройство, назначение, правила расстановки ЗНО.
  7. Участие в траление судоходного хода
    Задачи:
    1. Траление судоходного хода
      Умения:
      1. Производить сборку (разборку), трала, эхолота на судно.
      2. Осуществлять наблюдение за тралами во время траления судового хода.
      Знания:
      1. Технический процесс установки трала, эхолота.
      2. Правила техники безопасности.

Квалификационный уровень по ОРК: 2

Требования к личностным компетенциям: 1. Годность по состоянию здоровья к работе на судах. 2. Минимальный возраст приема на работу – 18 лет. 3. Наличие удостоверения на право занимаемой должности.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 3 Старший моторист-рулевой-монтер обстановки. 2 Лебедчик-моторист. 1 Матрос-монтер обстановки. 1 Матрос технического флота. ЕТКС выпуск №52 Моторист – рулевой 5-й разряд: при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью до 850 кВт, на земснарядах (землесосах) производительностью до 700 м3/час. 6-й разряд: при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 850 кВт, на земснарядах (землесосах) производительностью свыше 700 м3/час.

Уровень образования: Среднее образование, наличие удостоверения на право занимаемой должности

Квалификация: Удостоверение, выданное специализированной учебной организацией по подготовке специалистов младшего рядового состава -