Профессия:
«Лебедчик-моторист»
Трудовые функции:
  1. Выполнение судовых работ
    Задачи:
    1. Выполнение работ по уходу за корпусом судна, палубами и судовыми помещениями
      Умения:
      1. Обеспечивать уход за корпусом судна: мытье, окраску, промывку и очистку.
      2. Обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин машинного отделения.
      3. Обеспечивать уход за палубами: поддерживать в исправном состоянии шпигаты.
      4. Обеспечивать уход за помещениями машинного отделения: проводить чистку, мойку и поддерживать в рабочем состоянии.
      5. Обеспечивать уборку жилых, служебных и вспомогательных помещений.
      Знания:
      1. Основ судовых и такелажных работ.
      2. Способы покраски, инструмент и материал, применяемого при судовых и покрасочных работах.
      3. Соблюдать правила охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ.
    2. Выполнение швартовых и такелажных работ
      Умения:
      1. Осуществлять проверку работы швартовных механизмов на холостом ходу, производить подготовку швартовных тросов.
      2. Осуществлять крепление к огону швартовного конца и подачу бросательного конца на берег, в том числе с использованием проводника.
      3. Закладывать швартовы (огон и серьгу) на береговые палы, береговые рымы и швартовные бочки, на тумбы камеры шлюза, плавучие/стационарные рымы.
      4. Принимать буксирные концы, поданные с портовых буксиров, завозить швартовы на берег с помощью шлюпки.
      5. Осуществлять выборку швартовых при отходе от причала, выходе из шлюза.
      6. Использовать приемы и технологические операции, предотвращающие попадание швартова под работающий винт.
      7. Обеспечивать хранение швартовных концов и уход за швартовным устройством судна.
      8. Выполнять команды, и производство докладов при выполнении швартовных операций.
      9. Изготавливать из растительных тросов судовое снаряжение.
      10. Вязать и применять морские узлы.
      11. Применять инструмент и материалы для такелажных работ.
      12. Соблюдать правила охраны труда при выполнении такелажных работ.
      Знания:
      1. Судовое расписание по швартовке, обязанности матроса при швартовных работах.
      2. Порядок подготовки швартовного устройства к работе.
      3. Назначение швартовных и буксирных тросов.
      4. Последовательность действий, связанных со швартовкой к швартовому бую или швартовой бочке.
      5. Порядок хранения швартовных концов и ухода за швартовным устройством судна.
      6. Команды, выполняемые при швартовных операциях.
      7. Правила охраны труда при выполнении швартовных работ.
      8. Основные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов, сравнительная прочность тросов.
      9. Применение такелажных цепей.
      10. Инструмент и материалы для выполнения такелажных работ.
      11. Правила охраны труда при выполнении такелажных работ.
  2. Несение вахты под руководством
    Задачи:
    1. Содействие обеспечению безопасной рабочей вахты
      Умения:
      1. Выполнять и понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты, уход с вахты, несение и передача вахты.
      2. Соблюдать правила охраны труда при несении ходовой вахты.
      Знания:
      1. Правила приема, несения и сдачи вахт.
      2. Термины и определения, употребляемые на судне.
      3. Устройство и основные характеристики судна эксплуатационные качества судна.
      4. Правила охраны труда при несении ходовой вахты.
    2. Содействие обеспечению безопасной стояночной вахты
      Умения:
      1. При стоянке судна на якоре осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, контролировать положение и натяжение якорной цепи.
      2. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима на судне.
      3. Соблюдать правила охраны труда при использовании палубных механизмов.
      Знания:
      1. Процедуры приема вахты, несения вахты, передачи и ухода с вахты.
      2. Задачи и обязанности при несении стояночных вахт.
  3. Осуществление ремонта и технического обслуживания судовой техники
    Задачи:
    1. Участие в обслуживании и ремонте судовой техники
      Умения:
      1. Управлять работой палубных вспомогательных механизмов и грузоподъемных устройств.
      2. Выполнять все такелажные, швартовные, слесарно-ремонтные работы, а также работы, входящие в круг функции матроса земснаряда (карчекрана, плавучего крана), грести веслами в шлюпке и управлять спасательной шлюпкой на веслах и с мотором.
      3. Осуществлять учет наличия такелажного имущества, инструмента и инвентаря.
      4. Управлять работой оперативных лебедок и палубных вспомогательных механизмов.
      5. Выполнять работы по подъему, перекладке и отдаче рабочих якорей.
      6. Обеспечивать порядок и чистоту в служебных, палубных и бытовых помещениях.
      7. Обеспечивать техническое обслуживание корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, танков пресной воды, мерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, трапов, кранцевой защиты, рулевого, грузового, якорного, швартовного, буксирного устройств (кроме механической, электрической и гидравлической частей этих средств).
      8. Обеспечивать техническое обслуживание спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования и имущества, инвентаря, оборудования и других технических средств своего заведования.
      9. Участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники, своевременно проводит техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию.
      10. Работать слаженно и согласованно с членами экипажа судна.
      11. Контролировать выполнение порученных заданий лебедчикам-мотористам.
      Знания:
      1. Правила работы с буксирными устройствами.
      2. Требования правил по охране труда при выполнении работ с якорными, буксирными устройствами и оперативными лебёдками.
      3. Используемые команды и сигналы при управлении лебёдками, организация наблюдения.
      4. Общее устройство и принцип действия черпаковых снарядов и землесосов, а так же устройство судов, их обслуживающих (мотозавозни, шаланды и др.).
      5. Технология тросового папильонажа, основные способы тросового папильонажа и их назначение.
      6. Различать виды попильонажа в соответствии с задачей.
      7. Технологии разработки грунта.
      8. Лебёдки судов и технического флота: назначение, классификация, устройство и принцип работы.
      9. Оперативные лебёдки и свайное оборудование земснарядов: их классификацию, назначение, характеристики, устройства и принцип действия.
      10. Требования правил по охране труда при производстве дноуглубительных работ Основные принципы организации дноуглубительных работ и работы основных механизмов дноуглубления.
      11. Контрольно-измерительные приборы, назначение, устройство и принцип работы.
      12. Способы буксировки грунтопровода.
      13. Основ технологии разработки грунта.
      14. Назначение, устройство и принцип работы грунтоотвозных шаланд.
  4. Соблюдение требований безопасности плавания, охраны труда и экологической безопасности
    Задачи:
    1. Использование индивидуальных и коллективных спасательных средств
      Умения:
      1. Использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства.
      2. Применять способы и приемы оставления судна.
      3. Оказывать помощь людям, оказавшимся в воде.
      Знания:
      1. Виды коллективных и индивидуальных средств и их снабжение, маркировка спасательных средств.
      2. Порядок спуска и подъема спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок.
      3. Порядок оставления судна, способы выживания на воде.
    2. Оказание первой помощи на борту судна
      Умения:
      1. Использовать аптечку первой помощи.
      2. Оказывать первую помощь на судне.
      Знания:
      1. Порядок оказания первой помощи на судне.
    3. Соблюдение требований норм охраны труда, противопожарной и экологической безопасности на судне
      Умения:
      1. Соблюдать правила охраны труда в процессе производственной деятельности.
      2. Соблюдать требования пожарной безопасности на судне.
      3. Предотвращать загрязнение окружающей среды вредными веществами, перевозимыми судном, нефтью и нефтепродуктами.
      4. Предотвращать загрязнение окружающей среды сточными водами, мусором.
      5. Предотвращать загрязнение атмосферы.
      Знания:
      1. Требования правил охраны труда на судах.
      2. Опасные и вредные производственные факторы, основные средства индивидуальной защиты, способы профилактики профессиональных заболеваний.
      3. Требования электробезопасности на судах.
      4. Меры предосторожности, необходимые для предупреждения загрязнения окружающей среды, использование и эксплуатация оборудования для предотвращения загрязнения окружающей среды, одобренные способы устранения водных загрязнителей.
    4. Участие в борьбе за живучесть судна
      Умения:
      1. Действовать при различных видах тревог согласно расписанию по тревогам и выполнять процедуры при чрезвычайных ситуациях.
      2. Подавать сигналы бедствия различными средствами.
      3. Использовать пожарные стволы, рукава, пеногенераторы и стационарные системы пожаротушения.
      4. Применять средства индивидуальной защиты.
      Знания:
      1. Сигналы тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам.
      2. Виды и способы подачи сигналов бедствия.
      3. Звуковую и световую сигнализацию.
      4. Аварийно - спасательное оборудование и инструмент, его расположение на судне.
      5. Средства и системы пожаротушения на судне.
      6. Правила пользования аварийным и противопожарным снабжением судна.
      7. Средства индивидуальной защиты.
  5. Участие в управлении технологическим процессом работы технического флота
    Задачи:
    1. Управление оперативными и вспомогательными лебёдками при рабочих перемещениях
      Умения:
      1. Выполнять крепление буксирного троса и его отдача.
      2. Поддерживать в исправном техническом состоянии буксирное устройство.
      3. Управлять работой свайного оборудования и палубных вспомогательных механизмов.
      4. Выполнять операции с якорями при различных технологиях землечерпальных работ.
      5. Участвовать в установке, перестановке и сборке землечерпательного каравана.
      6. Выполнять учалки технического флота.
      7. Обеспечивать бесперебойную техническую эксплуатацию грунтонасосной установки.
      8. Использовать технологическое оборудование добывающих земснарядов.
      9. Различать виды попильонажа в соответствии с задачей.
      10. Поддерживать в исправном техническом состоянии тросы и якоря технического флота.
      11. Осуществлять свайно-тросового папильонаж.
      Знания:
      1. Правила работы с буксирными устройствами.
      2. Правила ухода за якорным устройством и лебёдками.
      3. Требования правил по охране труда при выполнении работ с якорными, буксирными устройствами и оперативными лебёдками.
      4. Используемые команды и сигналы при управлении лебёдками, организация наблюдения.
      5. Общее устройство и принцип действия черпаковых снарядов и землесосов, а так же устройство судов, их обслуживающих (мотозавозни, шаланды и др.).
      6. Технология тросового папильонажа, основные способы тросового папильонажа и их назначение.
      7. Технологии разработки грунта.
      8. Лебёдки судов и земснарядов: назначение, классификация, устройство и принцип работы.
      9. Оперативные лебёдки и свайное оборудование земснарядов: их классификацию, назначение, характеристики, устройства и принцип действия.
      10. Особенности устройства технологического флота, их классификацию и особенности конструкции.
      11. Основные принципы и режимы работы различных типов земснарядов (штангового, грейферного и многочерпакового).
      12. Требования правил по охране труда при производстве дноуглубительных работ.
      13. Основные принципы организации дноуглубительных работ и работы основных механизмов дноуглубления.
      14. Контрольно-измерительные приборы, назначение, устройство и принцип работы.
      15. Способы буксировки грунтопровода.
      16. Основ технологии разработки грунта.
      17. Назначение, устройство и принцип работы грунтоотвозных шаланд.
    2. Участие в работах по раскладке и перекладке рабочих якорей
      Умения:
      1. Проверять исправности якореподъемного оборудования мотозавозни (лебедки, канатонаправляющих роликов, откидного гака, кранбалки), наличие на ней рабочего инструмента (багра, топора, лома).
      2. Перед работой проверять состояние оперативных лебедок и рабочих трасов.
      3. Осуществлять отдачу якоря с гака кран – балки.
      4. Сбрасывать в воду буек с буйрепом.
      5. Принимать участие в производственных работах на мотозавозне по перекладке якорей и других работах, связанных с обслуживанием земснаряда.
      6. Принимать участие в швартовке шаланд.
      7. Выполнять слесарно – ремонтные работы по указанию вахтенного начальника.
      8. Выполнять подъем якорей, отсоединение канатов от береговых «мертвых» якорей или рымов.
      Знания:
      1. Порядок закладки, перекладки и уборки якорей.
      2. Буксирное и сцепные устройства для толкания: их составные элементы, расположение на судне и назначение.
      3. Правила работы с буксирными устройствами.
      4. Требования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Код: 8343-2-005

Код группы: 8343-2

Квалификационный уровень по ОРК: 2

Требования к личностным компетенциям: Осуществление деятельности под непосредственным контролем. Честность, порядочность, исполнительность, аккуратность, внимательность, ответственность.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Третий помощник командира-помощник механика. 3 Старший моторист-рулевой монтер обстановки. 2 Моторист-рулевой монтер обстановки. 1 Матрос технического флота. ЕТКС, выпуск №52 Лебедчик-моторист 5-й разряд: при выполнении работ на земснарядах (землесосах) производительностью до 700 м3/час . 6-й разряд: при выполнении работ на земснарядах (землесосах) производительностью свыше 700 м3/час.

Уровень образования: Среднее образование, наличие удостоверения на право занимаемой должности