Профессиональный стандарт:
«Эксплуатация воздушного транспорта малой авиации»
Стандарт  описывает  пилотов  малой  авиации,  которые выполняют  полеты  с  целью  удовлетворения  собственных потребностей,  а  также  осуществлять  перевозку пассажиров  на коммерческой основе  и выполнять авиа работы. Частный пилот, при  наличии  инструкторского  допуска, может  проводить тестирование    летных  навыков  и  квалификационные  проверки пилотов,  обладающих  свидетельством  пилота,  а  также

осуществлять  летную  подготовку  кандидатов  на  обладании свидетельства  пилота легкой и сверх легкой авиации.  

Стандарт  не  находится  в  противоречии  с  правилами международной  организации  гражданской  авиации    (ИКАО)  и  направлен  на  внедрение  лучших  практик,  известных  в гражданской авиации на момент его написания.  
Регистрационный номер стандарта:
Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД
  • 51 Деятельность воздушного транспорта
  • 51.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию
  • 51.10.2 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию
  • 51.2 Деятельность воздушного грузового транспорта и космического транспорта
  • 51.21 Деятельность грузового воздушного транспорта
  • 51.21.1 Деятельность грузового воздушного транспорта, подчиняющего расписанию
  • 51.21.2 Деятельность грузового воздушного транспорта, не подчиняющего расписанию
  • H Транспорт и складирование

Перечень карточек профессий:
Глоссарий В настоящем профессиональном стандарте применяются специальные термины и определения.

Номер версии и год выпуска:Версия 1, 2018 год

Запланированная дата пересмотра:31.08.2021 год

Разработано: Контактные данные исполнителя: ОЮЛ «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZOGISTICS» (Союз транспортников Казахстана)
Исполнитель/ руководитель проекта: Альмагамбетов К.Е. 8 (7172) 60-04-38, 60-04-40 statsurina@kazlogistics.kz

Экспертиза предоставлена:
  • КГКП «Авиационное подразделение ВКО Аппарата Акима ВКО»
  • Казахстанская ассоциация малой авиации
  • Аэропорт Боралдай ТОО «AERO EXPERT»
Профессия:
«Пилот сверхлегкого воздушного судна на мотодельтаплане»
Трудовые функции:
  1. Выполнение оперативного и периодического технического обслуживания ВС и его ремонт
    Задачи:
    1. Выполнение ТО и ремонта ВС
      Умения:
      1. Выполнить оперативное и периодическое ТО, ремонт мотодельтаплана, на котором пилот выполняет полеты
      Знания:
      1. Технологии выполнения ТО и ремонта ВС
      2. Своих прав и обязанностей при выполнении ТО ВС
  2. Выполнение полетов на мотодельтаплане (MHG)
    Задачи:
    1. Подготовка к полетам и их выполнение
      Умения:
      1. По завершению программы курса и успешной сдачи теоретических экзаменов кандидат на получение свидетельства ULP (MHG) демонстрировать экзаменатору летные умения, в качестве пилота сверхлегкого ВС соответствующего вида в следующих областях: 1) предполетная подготовка, включая сборку и осмотр мотодельтаплана 2) распознавание, анализ и контроль факторов угроз и ошибок 3) принятие правильных решений на основе оценки ситуации в полете и владения хорошими летными умениями, с обеспечением приемлемого уровня 4) безопасности полетов в нормальном полете, при возникновении сложных, особых и аварийных ситуаций 5) соблюдение ограничений воздушной скорости, порядка действий в аварийной обстановке 6) выполнение полетов по схемам движения, методы и меры, применяемые для предотвращения столкновений 7) управление мотодельтапланом по маршруту с помощью внешних визуальных ориентиров 8) выполнения полета в эксплуатационном диапазоне режимов полета 9) распознавание начального и развившегося сваливания и вывод из него, складывании крыла и других опасных режимах полета 10) предотвращение выхода на опасные режимы полета 11) взлеты и посадки в различных условиях (боковой ветер, с задросселированным двигателем, ограниченная взлетно-посадочная полоса); 12) выполнение полетов по маршруту с помощью визуальных ориентиров и методов счисления пути; 13) порядок действий в аварийной обстановке; 14) полеты на критически минимальных и максимальных воздушных скоростях, опознание и вывод из 15) начальной и развившейся стадии сваливания крыла.
      Знания:
      1. Основ международного воздушного законодательства и законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнение полетов, в том числе прав, обязанностей и ответственности владельца свидетельства пилота сверхлегкой авиации
      2. Основ и принципов полета
      3. Общих знаний конструкции ВС применительно к соответствующему виду ВС
      4. Принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования
      5. Эксплуатационных ограничений соответствующего вида ВС и их силовых установок
      6. Эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа
      7. Влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки)
      8. Практического применения взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации
      9. Предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета
      10. Организации и обслуживания воздушного движения
      11. Возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок
      12. Понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использования метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров
      13. Практических аспектов аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами
      14. Применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке
      15. Использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений
      16. Соответствующих мер предосторожности и действия в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от ВС и других, опасных для полета явлений
      17. Ведения связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов
      18. Процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативного и периодического обслуживания, ремонта, ведения технической документации;
      19. Основных видов авиационных горюче - смазочных материалов и специальных жидкостей, применяемых в эксплуатации
  3. Перевозка пассажиров и выполнение авиационных видов работ
    Задачи:
    1. Перевозка пассажиров и выполнение авиационных видов работ
      Умения:
      1. Выполнить полет безопасно
      Знания:
      1. Своей ответственности при перевозке пассажиров и выполнении авиа работ

Код: 2172-9

Код группы: 2172

Квалификационный уровень по ОРК: 1

Требования к личностным компетенциям: 1) возраст - старше 17 лет 2) наличие действующего медицинского заключения второго класса 3) наличие дейтсвующего сивдвтельтсва пилота Ultra Light Aircraft Pilot Licence (ULAPL) на мотодельтаплане (MHG)

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 1 2172, ЕТКС выпуск 53

Уровень образования: прохождение полного курса подготовки по программе получения свидетельства пилота Ultra Light Licence (ULP). Обязательное требование: Прохождение курса теоретической подготовки для данной категории пилотов, разработанного в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов в в сертифицированном АУЦ в объеме не менее 100 часов.

Специальность: пилот мотодельтаплана (MHG)

Квалификация: Пилот сверхлегкого воздушного судна

Профессия:
«Пилот сверхлегкого воздушного судна на автожире»
Трудовые функции:
  1. Выполнение оперативного и периодического технического обслуживания ВС и его ремонт
    Задачи:
    1. Выполнение ТО и ремонта ВС
      Умения:
      1. Выполнить оперативное и периодическое ТО, ремонт мотодельтаплана, на котором пилот выполняет полеты
      Знания:
      1. Технологии выполнения ТО и ремонта ВС
      2. Своих прав и обязанностей при выполнении ТО ВС
  2. Выполнение полетов на автожире (Ag)
    Задачи:
    1. Подготовка к полетам и их выполнение
      Умения:
      1. По завершению программы курса и успешной сдачи теоретических экзаменов кандидат на получение свидетельства ULP (AG) демонстрировать экзаменатору летные умения, в качестве пилота сверхлегкого ВС соответствующего вида в следующих областях: 1) предполетная подготовка, включая сборку и осмотр автожира 2) распознавание, анализ и контроль факторов угроз и ошибок 3) принятие правильных решений на основе оценки ситуации в полете и владения хорошими летными умениями, с обеспечением приемлемого уровня безопасности полетов в нормальном полете, при возникновении сложных, особых и аварийных ситуаций 4) соблюдение ограничений воздушной скорости, порядка действий в аварийной обстановке 5) выполнение полетов по схемам движения, методы и меры, применяемые для предотвращения столкновений 6) управление автожиром по маршруту с помощью внешних визуальных ориентиров 7) выполнения полета в эксплуатационном диапазоне режимов полета 8) распознавание начального и развившегося сваливания и вывод из него, при падении оборотов ротора, складывании крыла и других опасных режимах полета; 9) предотвращение выхода на опасные режимы полета 10) взлеты и посадки в различных условиях (боковой ветер, с задросселированным двигателем,ограниченная взлетно-посадочная полоса) 11) выполнение полетов по маршруту с помощью визуальных ориентиров и методов счисления пути 12) порядок действий в аварийной обстановке 13) полеты на критически минимальных и максимальных воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии замедления оборотов ротора.
      Знания:
      1. Основ международного воздушного законодательства и законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнение полетов, в том числе прав, обязанностей и ответственности владельца свидетельства пилота сверхлегкой авиации
      2. Основ и принципов полета
      3. Общих знаний конструкции ВС применительно к соответствующему виду ВС
      4. Принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования
      5. Эксплуатационных ограничений соответствующего вида ВС и их силовых установок
      6. Эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа
      7. Влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки)
      8. Практического применения взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации
      9. Предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета
      10. Организации и обслуживания воздушного движения
      11. Возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок
      12. Понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использования метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров
      13. Практических аспектов аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами
      14. Применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке
      15. Использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений
      16. Соответствующих мер предосторожности и действия в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от ВС и других, опасных для полета явлений
      17. Ведения связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов
      18. Процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативного и периодического обслуживания, ремонта, ведения технической документации;
      19. Основных видов авиационных горюче - смазочных материалов и специальных жидкостей, применяемых в эксплуатации
  3. Перевозка пассажиров и выполнение авиационных видов работ
    Задачи:
    1. Перевозка пассажиров и выполнение авиационных видов работ
      Умения:
      1. Выполнить полет безопасно
      Знания:
      1. Своей ответственности при перевозке пассажиров и выполнении авиа работ

Код: 2172-9

Код группы: 2172

Квалификационный уровень по ОРК: 1

Требования к личностным компетенциям: 1) Возраст - старше 17 лет 2) Наличие действующего медицинского заключения второго класса 3) Наличие действующего свидетельства пилота Ultra Light Aircraft Pilot Licence (ULAPL) на автожире (Ag)

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 1 2172, ЕТКС выпуск 53

Уровень образования: прохождение полного курса подготовки по программе получения свидетельства пилота Ultra Light Pilot (ULP). Обязательное требование: Прохождение курса теоретической подготовки для данной категории пилотов, разработанного в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов в сертифицированном АУЦ в объеме не менее 100 часов.

Специальность: пилот автожира (Ag)

Квалификация: пилот сверхлегкого воздушного судна

Профессия:
«Пилот сверхлегкого воздушного судна на планере»
Трудовые функции:
  1. Выполнение оперативного и периодического технического обслуживания ВС и его ремонт
    Задачи:
    1. Выполнение ТО и планера
      Умения:
      1. Выполнить оперативное и периодическое ТО, ремонт планера
      Знания:
      1. Технологии выполнения ТО и ремонта ВС
      2. Своих прав и обязанностей при выполнении ТО ВС и его ремонта
  2. Выполнение полетов на планере
    Задачи:
    1. Подготовка к полетам и их выполнение
      Умения:
      1. После завершения программы курса и успешной сдачи теоретических экзаменов кандидат на получение свидетельства ULP (S) демонстрирует экзаменатору летные умения в нормальном полете, при возникновении сложных, особых и аварийных ситуаций: 1) распознавать, анализировать и контролировать факторы угроз и ошибок 2) плавно и точно выполнять все маневры 3) выполнять полет на минимальной и максимальной скоростях 4) распознавать начальное и резвившееся сваливание и выводить из него 5) выводить из крутого снижения по спирали 6) осуществлять оценку ситуации, принимать своевременные правильные решения в полете 7) демонстрировать хорошие летные умения 8) управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик 9) квалифицированно осуществлять контроль в полете 10) применять знания в области аэронавигации (самолетовождения) 11) постоянно осуществлять управление планером таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневр
      Знания:
      1. Основ международного воздушного законодательства и законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнение полетов, в том числе прав, обязанностей и ответственности владельца свидетельства пилота–планериста
      2. Основ и принципов полета
      3. Общих знаний конструкции планера и его систем
      4. Принципов эксплуатации и работы систем и приборного оборудования
      5. Эксплуатационных ограничений планера
      6. Эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;
      7. Влияния загрузки и центровки на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центровки
      8. Технических приемов и правил, применяемых при используемом методе старта, включая соответствующие ограничения воздушной скорости и используемые сигналы
      9. Практического применения взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации
      10. Предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов подготовки и заполнения планов полета
      11. Порядка донесений о местоположении и выполнение полетов в районах с интенсивным воздушным движением
      12. Организации и обслуживания воздушного движения
      13. Возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок
      14. Понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использования метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров
      15. Практических аспектов аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами
      16. Применения методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке
      17. Использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений
      18. Ведения связи и фразеология применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действия при отказе связи
      19. Процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативного и периодического обслуживания, ремонта, ведение технической документации;
  3. Перевозка пассажиров
    Задачи:
    1. Перевозка пассажиров
      Умения:
      1. Выполнить полет безопасно
      Знания:
      1. Своей ответственности при перевозке пассажиров

Код: 2172-9

Код группы: 2172

Квалификационный уровень по ОРК: 2

Требования к личностным компетенциям: 1) возраст - старше 17 лет 2) наличие действующего медицинского заключения второго класса 3) Наличие действующего свидетельства пилота сверхлёгкого воздушного судна UPL (S). Свидетельство пилота-планериста дает право выполнять функции пилота на любом типе планера, если обладатель свидетельства имеет опыт применения используемого метода старта 4) Если предполагается осуществлять перевозку пассажиров, то обладатель свидетельства пилота - планериста должен иметь самостоятельный налет не менее 50 часов в качестве пилота планера. При этом возраст пилота на планере должен быть не менее 18 лет 5) Пилот-планерист, после соответствующей подготовки в сертифицированном АУЦ, может осуществлять оперативное и периодическое техническое обслуживание и ремонт планера, на котором он выполняет полеты

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 1 2172, ЕТКС выпуск 53

Уровень образования: прохождение полного курса подготовки по программе получения свидетельства пилота Ultra Light Pilot (ULP). Обязательное требование: Прохождение курса теоретической подготовки для данной категории пилотов, разработанного в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов в сертифицированном АУЦ в объеме не менее 100 часов.

Специальность: пилот-планерист

Квалификация: пилот сверхлегкого воздушного судна

Профессия:
«Пилот легкого воздушного судна на свободном аэростате »
Трудовые функции:
  1. Выполнение оперативного и периодического технического обслуживания ВС и его ремонт
    Задачи:
    1. Выполнение ТО и планера
      Умения:
      1. Выполнить оперативное и периодическое ТО, ремонт планера
      Знания:
      1. Технологии выполнения ТО и ремонта ВС
      2. Своих прав и обязанностей при выполнении ТО ВС и его ремонта
  2. Выполнение полетов на свободном аэростате
    Задачи:
    1. Подготовка к полетам и их выполнение
      Умения:
      1. После завершения программы курса и успешной сдачи теоретических экзаменов кандидат на получение свидетельства BPL демонстрирует экзаменатору летные умения в нормальном полете, при возникновении сложных, особых и аварийных ситуаций: 1) принимать правильные решения, осуществлять оценку ситуации в полете и демонстрировать хорошие летные умения в нормальном полете, при возникновении сложных, особых и аварийных ситуаций 2) распознавать, анализировать и контролировать факторы угрозы и ошибок 3) управлять свободным аэростатом в пределах ограничений его характеристик 4) эксплуатировать газовое оборудование и действовать в особых случаях 5) выполнять технические приемы и правила, применяемые при запуске и подъеме, с учетом соответствующих ограничений 6) действовать в аварийной обстановке и использовать сигналы, методы и меры предотвращения столкновений 7) распознавать режим быстрого спуска и выходить из него 8) выполнять заходы на посадку и посадки, обращаться с аэростатом на земле 9) плавно и точно выполнять все маневры 10) принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете 11) применять знания в области аэронавигации (самолетовождения 12) постоянно осуществлять управление свободным аэростатом таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра
      Знания:
      1. Основ международного воздушного законодательства и законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнение полетов, в том числе прав, обязанностей и ответственности владельца свидетельства пилота свободного аэростата основы и принципы полета;
      2. Общих знаний конструкции свободного аэростата
      3. Принципов эксплуатации и работы газовых установок, систем и приборного оборудования
      4. Эксплуатационных ограничений свободного аэростата
      5. Эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа
      6. Физических характеристик и практического применения газов, используемых в свободных аэростатах
      7. Влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центровки
      8. Практического применения взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации
      9. Предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета
      10. Порядка донесений о местоположении, выполнения полетов в районах с интенсивным воздушным движением
      11. Организации и обслуживания воздушного движения
      12. Возможностей человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок
      13. Понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров
      14. Практических аспектов аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами
      15. Применения методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке
      16. Использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений
      17. Соответствующих мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от
      18. Методов выявления опасных метеоусловий
      19. Эксплуатации газового оборудования и особых случаев, связанных с ними действий пилота
      20. Технических приемов и правил, применяемых при запуске и подъеме, включая соответствующие ограничения
      21. Порядка действий в аварийной обстановке и используемые сигналы, методы и меры предотвращения столкновений
      22. Распознавание режима быстрого спуска и выход из него
      23. Ведение связи и фразеология применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи;
      24. Процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативного и периодического обслуживания, ремонта, ведение технической документации
  3. Перевозка пассажиров
    Задачи:
    1. Перевозка пассажиров
      Умения:
      1. Выполнить полет безопасно
      Знания:
      1. Своей ответственности при перевозке пассажиров

Код: 2172-9

Код группы: 2172

Квалификационный уровень по ОРК: 2

Требования к личностным компетенциям: 1) возраст - старше 17 лет 2) наличие действующего медицинского заключения второго класса 3) наличие действующего свидетельства пилота свободного аэростата ULP (B) 4) если предполагается осуществлять перевозку пассажиров за вознаграждение или по найму, то обладатель свидетельства пилота свободного аэростата (при условии достижения возраста 18 лет) имеет самостоятельный налет не менее 50 часов и 50 стартов и посадок в качестве пилота свободного аэростата. 5) свидетельство пилота свободного аэростата дает право выполнять функции управления любым типом свободного аэростата соответствующего класса, если обладатель свидетельства имеет опыт полетов на аэростатах, в которых используется соответственно горячий воздух или газ

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 2 2172, ЕТКС выпуск 53.

Уровень образования: прохождение полного курса подготовки по программе получения свидетельства пилота Ultra Light Pilot (ULP). Обязательное требование: Прохождение курса теоретической подготовки для данной категории пилотов, разработанного в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов в в сертифицированном АУЦ в объеме не менее 100 часов.

Специальность: Пилот свободного аэростата

Квалификация: Пилот сверхлегкой авиации

Профессия:
«Пилот легкого самолета »
Трудовые функции:
  1. Выполнение оперативного и периодического технического обслуживания ВС и его ремонт
    Задачи:
    1. Выполнение ТО и планера
      Умения:
      1. Выполнить оперативное и периодическое ТО, ремонт планера
      Знания:
      1. Технологии выполнения ТО и ремонта ВС
      2. Своих прав и обязанностей при выполнении ТО ВС и его ремонта
  2. Выполнение полетов на легком самолете
    Задачи:
    1. Подготовка к полетам и их выполнение
      Умения:
      1. После завершения программы курса и успешной сдачи теоретических экзаменов, кандидат на получение LAPL демонстрирует экзаменатору летные умения в нормальном полете, при возникновении сложных, особых и аварийных ситуаций: 1) распознавание, анализ и контроль факторов угрозы и ошибок 2) управление ВС в пределах ограничений его характеристик 3) управление ВС по приборам, включая выполнение разворота на 180º в горизонтальной плоскости 4) плавное и точное выполнение всех маневров 5) принятие своевременного решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете 6) применять знания в области аэронавигации (самолетовождения) 7) постоянно осуществлять управление ВС таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра
      Знания:
      1. Основ международного воздушного законодательства и законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнение полетов, в том числе прав, обязанностей и ответственности владельца свидетельства пилота легкой авиации
      2. Основ и принципов полета
      3. Общих знаний конструкции ВС применительно к соответствующему виду ВС
      4. Принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования
      5. Эксплуатационных ограничений соответствующего вида ВС и их силовых установок
      6. Эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа
      7. Влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центровки
      8. Практического применения взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации
      9. Предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета
      10. Порядка донесений о местоположении, выполнении полетов в районах с интенсивным воздушным движением
      11. Организации и обслуживании воздушного движения
      12. Возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок
      13. Понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использования метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров
      14. Практических аспектов аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами
      15. Применения методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке
      16. Использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений
      17. Соответствующих мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от ВС и других, опасных для полета явлений
      18. Ведения связи и фразеология применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действия при отказе связи
      19. Процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативного и периодического обслуживания, ремонта, ведение технической документации;
      20. Основных видов авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, применяемых в эксплуатации
  3. Перевозка пассажиров и выполнение авиационных видов работ
    Задачи:
    1. Перевозка пассажиров и выполнение авиационных видов работ
      Умения:
      1. Выполнить полет безопасно
      Знания:
      1. Своей ответственности при перевозке пассажиров и выполнении авиа работ

Код: 2172-9

Код группы: 2172

Квалификационный уровень по ОРК: 2

Требования к личностным компетенциям: 1) возраст - старше 17 лет 2) наличие действующего медицинского заключения второго класса 3) Наличие действующего свидетельства пилота легкого воздушного судна (самолет ) Light Aeroplane Pilot Licenсe (LAPL) (А) 4) выполнять на приемлемом безопасном уровне полеты в качестве пилота легкого самолета с негерметичной кабиной и поршневыми однодвигательным или многодвигательным самолетом 5) выполнять авиационные работы, в том числе за плату и по найму, после прохождения соответствующей подготовки в сертифицированном АУЦ по видам авиационных работ и самостоятельного налета не менее 100 часов на самолете, для эксплуатации которого требуется наличие одного пилота легкого самолета с негерметичной кабиной и поршневым однодвигательным или многодвигательным самолетом. При этом возраст пилота должен быть не менее 19 лет и время владения свидетельством LAPL не менее 12 месяцев 6) выполнять авиационные работы в качестве второго пилота, в том числе за плату и по найму, после прохождения соответствующей подготовки в сертифицированном АУЦ по видам авиационных работ на самолете с негерметичной кабиной и поршневым двигателем, для эксплуатации которого требуется наличие двух пилотов 7) осуществлять оперативное и периодическое техническое обслуживание легкого поршневого негерметичного самолета с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 2250 кг после прохождения соответствующей подготовки в сертифицированном АУЦ

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 2 2172, ЕТКС выпуск 53

Уровень образования: прохождение полного курса подготовки по программе получения свидетельства пилота Light Aeroplane Pilot Licenсe (LAPL).

Специальность: пилот легкого самолета

Квалификация: пилот легкой авиации

Профессия:
«Частный пилот »
Трудовые функции:
  1. Выполнение полетов на самолете, вертолете или воздушном судне с системой увеличения подъемной силы
    Задачи:
    1. Подготовка к полетам и их выполнение
      Умения:
      1. (общие требования): 1. После завершения программы курса и успешной сдачи теоретических экзаменов, кандидат на получение РPL в качестве пилота соответствующего вида ВС демонстрирует экзаменатору летные умения в нормальном полете, при возникновении сложных, особых и аварийных ситуаций: 1) распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки 2) управлять воздушным судном в пределах его ограничений 3) выполнять полет на минимальных и максимальных скоростях 4) плавно и точно выполнять все маневры; 5) принимать правильные решения и демонстрировать хорошие летные умения; 6) применять знания в области аэронавигации 7) постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение установленных процедур или маневров
      2. (для выполнения полетов на самолете) 1) распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок 2) выполнять предполетную подготовка, включая расчеты массы и центровки, осмотр и обслуживание самолета 3) выполнять аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений 4) управлять самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров 5) выполнять полеты на критически низких воздушных скоростях 6) распознавать начальное и резвившееся сваливание и выходить из него 7) выполнять полеты на критически высоких воздушных скоростях 8) определять и выходить из крутого снижения по спирали 9) взлетать и выполнять посадку в нормальных условиях и при боковом ветре 10) взлетать с коротким разбегом (с укороченной летной полосы и с учетом высоты пролета препятствий) 11) выполнять посадку на аэродром ограниченных размеров 12) выполнять полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180 град в горизонтальной плоскости на самолете , оборудованном соответствующими приборами 13) выполнять полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методом счисления пути, и, при наличии, радионавигационных средств 14) работать в аварийном режиме, включая имитацию неисправностей бортового оборудования 15) выполнять полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома согласно «Правил фразеологии радиообмена при выполнении полетов и обслуживании воздушного движения» утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 15 октября 2010 года No 454 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов No 6635
      3. (для выполнения полетов на вертолете) 1) распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок 2) выполнять предполетную подготовку, включая расчет массы и центровки, осмотр и обслуживание вертолета 3) выполнять аэродромное движение и полеты по схеме движения, применяя методы и меры предотвращения столкновений 4) управлять вертолетом с помощью внешних визуальных ориентиров 5) выводить вертолет на начальном этапе из режима проваливания при работающих двигателях; 6) применять методы вывода из режима малых оборотов винта в пределах нормального диапазона оборотов двигателя 7) маневрировать на земле и выполнять опробование двигателя; зависать; взлетать и выполнять посадку - в нормальных условиях, с попутным ветром и с площадок с уклоном 8) взлетать и выполнять посадку с минимальной потребной тягой 9) владеть техникой взлета и посадки в максимальном режиме 10) выполнять полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180 град в горизонтальной плоскости 11) выполнять полеты с площадок ограниченных размеров 12) выполнять быстрые остановки 13) выполнять полеты по маршруту с помощью визуальных ориентиров, методов счисления пути и, при их наличии, радионавигационных средств, включая, по крайней мере, часовой полет 14) выполнять действия в аварийной обстановке, включая имитацию неисправностей бортового оборудования 15) выполнять заход на посадку в режиме авторотации 16) выполнять полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, согласно «Правил фразеологии радиообмена при выполнении полетов и обслуживании воздушного движения», утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 15 октября 2010 года No 454 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов No 6635)
      4. (для выполнения полётов на воздушных судах с системой увеличения подъемной силы) 1) распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок 2) выполнять предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки, осмотр и обслуживание воздушного судна с энергетической системой увеличения подъемной силы 3) выполнять аэродромное движение и полеты по схемам движения, применяя методы и меры предотвращения столкновений 4) управлять воздушным судном с системой увеличения подъемной силы с помощью внешних визуальных ориентиров 5) маневрировать на земле и выполнять опробование двигателей; зависание и выполнять безостановочные взлеты и набирать высоту 6) зависать и непрерывно заходить на посадку и выполнять посадку – в нормальных условиях, с попутным ветром и с площадок с уклоном 7) выполнять взлеты и посадки с минимальной потребной тягой 8) применять технику взлета и посадки в максимальном режиме; 9) производить полеты с площадок ограниченных размеров 10) выполнять быстрые остановки 11) выполнять полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180 град в горизонтальной плоскости; 12) выводить ВС на начальном этапе из режима проваливания при работающих двигателях;
      5. 13) применять методы вывода из режимов малых оборотов винта в пределах нормального диапазона оборотов двигателя 14) выполнять полеты по маршруту по визуальным ориентирам, применяя методы счисления пути и используя, при их наличии, радионавигационных средств, включая выполнение полета в течение по крайней мере 1 часа 15) выполнять действия в аварийной обстановке, включая имитацию отказов оборудования воздушного судна с системой увеличения подъемной силы 16) восстанавливать тягу для авторотации и выполнять заход на посадку в режиме авторотации, где это применимо, в случае отказа трансмиссии и соединительного вала, где это применимо 17) выполнять полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, согласно «Правил фразеологии радиообмена при выполнении полетов и обслуживании воздушного движения», утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 15 октября 2010 года No 454 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов No 6635)
      Знания:
      1. 1. Воздушного законодательства: - основ международного воздушного законодательства и законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнение полетов, в том числе прав, обязанностей и ответственности владельца свидетельства частного пилота - правил и положений, касающихся обладателя свидетельства частного пилота - правил полетов - организации и обслуживания воздушного движения - порядка установки высотомера - соответствующих практик и правил обслуживания воздушного движения
      2. Общих знаний по ВС применительно к выбранному виду: самолетам, дирижаблям, вертолетам: - принципов эксплуатации и работы двигателей, систем и приборного оборудования - эксплуатационных ограничений соответствующего вида ВС и двигателей - соответствующих эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или другого содержащего эту информацию документа; - для вертолетов: трансмиссию (силовой привод), где это применимо; - для дирижаблей: физические характеристики и практическое применение газов;
      3. 3. Влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики; расчета массы и центровки, планирования полета: - использования и практического применения параметров взлетных, посадочных и других характеристик - предполетного планирования и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов (далее – ПВП) - подготовки и заполнения планов полета ОВД, соответствующих правила ОВД, порядка донесений о местоположении - порядка установки высотомера - выполнения полетов в районах с интенсивным движением - в случае дирижаблей, вертолетов и ВС с системой увеличения подъемной силы: влияние грузов на внешней подвеске
      4. Возможностей человека, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок
      5. Метеорологии - применения основ авиационной метеорологии и правил получения и использования метеорологической информации; измерения высоты; опасных метеорологических условий
      6. Навигации - практических аспектов аэронавигации и методов счисления пути; пользования аэронавигационных карт
      7. Эксплуатационных процедур - применения методов контроля факторов угрозы и ошибок в эксплуатационной обстановке Примечание. Инструктивный материал о применении методов контроля факторов угрозы и ошибок содержится в дополнении С к главе 3 Правил аэронавигационного обслуживания "Подготовка персонала" (PANS-TRG, Doc 9868) и в главе 2 части II Руководства по обучению в области человеческого фактора (Doc 9683) - порядка установки высотомера - использования аэронавигационной документации: АIР, NОТАМ, авиационных кодов и сокращений; - соответствующих мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных для полета явлений - в случае вертолетов и, если применимо, ВС с системой увеличения подъемной силы - управления мощностью, земного резонанса, срыва на отступающей лопасти, динамичного бокового крена и других опасных при эксплуатации ситуаций; правил обеспечения безопасности при полетах в визуальных метеорологических условиях (далее – ВМУ)
      8. Основ полета
      9. Радиосвязи - правил ведения связи и фразеологии применительно к полетам по ПВП, действий при отказе связи
  2. Осуществление летной подготовки
    Задачи:
    1. Осуществление летной подготовки
      Умения:
      1. Только держателям свидетельства PPL, имеющего квалификационную отметку «летный инструктор - FI» или «экзаменатор летных инструкторов – FIЕ», осуществлять летную подготовку кандидатов на получение свидетельств пилота легкого самолета – LAPL или частного пилота на самолете PPL(A) или вертолете - PPL(H)
      Знания:
      1. Процедуры летной подготовки
      2. Своих прав и обязанностей при осуществлении летной подготовки другого персонала
  3. Проведение тестирования летных навыков и квалификационных проверок для обладателей свидетельств PPL(А), PPL(H) или ULP(As)
    Задачи:
    1. Проведение тестирования летных навыков и квалификационных проверок
      Умения:
      1. Провести тестирование летных навыков для обладателей свидетельств пилота PPL(А), PPL(H) или ULPL(As) объективно и в полном объёме
      Знания:
      1. Своих полномочий, прав и обязанностей при проведении тестирования обладателей свидетельств пилота PPL(А), PPL(H) или ULP(As)

Код: 2172

Код группы: 2172

Квалификационный уровень по ОРК: 3

Требования к личностным компетенциям: 1) возраст - старше 17 лет 2) наличие действующего медицинского заключения второго класса 3) наличие действующего свидетельства частного пилота PPL(А),(H) и /или ULP(As) 4) выполнять полеты без права вознаграждения и найма в качестве КВС или второго пилота на самолетах, вертолетах и дирижаблях, за исключением случаев, указанных в дополнительных функциях 5) выполнение функций командира или второго пилота ВС соответствующего вида или типа, не занятого в коммерческой деятельности 6) владение языком ведения связи на уронена, установленным в Республике Казахстан

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 3 2172, ЕТКС выпуск 53

Уровень образования: прохождение полного курса подготовки по программе получения свидетельства частного пилота (Privatе Pilot Licence) - PPL(А), PPL(H) или ULP (As). Обязательное требование: Прохождение курса теоретической подготовки для данной категории пилотов, разработанного в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов в сертифицированном АУЦ в объеме не менее 100 часов

Специальность: частный пилот

Квалификация: пилот самолета, вертолета или дирижабля