Профессия:
«Инструктор тренажерной подготовки по многочленному экипажу (MCCI)»
Трудовые функции:
  1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки авиационного персонала
    Задачи:
    1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Подготовить тренажер к работе согласно процедурам, описанным в эксплуатационных документах разработчика.
      2. Использовать возможности программ-ного обеспечения тренажера для достижения максимальной эффективности практического обучения.
      3. Проводить предполетную подготовку экипажа (Брифинг) с подробным разбором предстоящих упражнений и задач тренажерной подготовки.
      4. Инструктировать по безопасности при использовании тренажера.
      5. Ознакамливать с действиями при пожаре и других экстренных ситуациях
      Знания:
      1. Законы и нормативные акты РК.
      2. Программа подготовки летного состава.
      3. Руководство по летной эксплуатации ВС представленного на данном тренажере.
      4. Эксплуатационные ограничения тренаже-ра для ВС многочленных экипажей.
      5. Методика практического обучения членов летных экипажей на тренажере для ВС многочленных экипажей.
      6. Критерии оценки действий членов летных экипажей в многочленном экипаже ВС.
  2. Проведение тренажерной подготовки авиационного персонала
    Задачи:
    1. Проведение тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Распознавать, анализировать и контролировать факторы угроз и ошибок в процессе подготовки слушателя либо в случае модульной программе подготовки самого пилота.
      2. Управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик и методически грамотно обучать слушателя в случае модульной программе подготовки самого пилота на приемлемом уровне безопасности полетов.
      3. Уметь плавно и точно выполнять все маневры и умело показывать их слушателю в случае модульной программе подготовки самого пилота.
      4. Принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете.
      5. Анализировать и исправлять ошибки обучаемых.
      6. Управлять воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение и показ схемы полета или маневра слушателю.
      7. Распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок при обучении их слушателю в случае модульной программе подготовки самого пилота.
      8. Плавно и точно выполнять все маневры, методически правильно объяснять слушателю координацию движений при пилотировании воздушным судном.
      9. Применять знания в области аэро-навигации (самолетовождения) и передавать их слушателю.
      10. Методически грамотно и безопасно обучать слушателя.
      Знания:
      1. Система взаимодействия между членами экипажа при эксплуатаций ВС с двух и более пилотов и/или членов экипажей ВС.
      2. Технология взаимодействия между членами воздушных судов на многочленных ВС.
      3. Система профессиональной подготовки авиационного персонала.
      4. Методики теоретического и практического обучения на многочленных ВС.
      5. Оценки успеваемости студентов, учащихся или слушателей по тем предметам, по которым осуществляется наземная подготовка.
      6. Анализ и исправление ошибок студентов, учащихся и слушателей.
      7. Возможности человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок на многочленных ВС.
      8. Опасности, связанной с имитацией выхода из строя систем и отказов на ВС.
  3. Теоретическая подготовка авиационного персонала
    Задачи:
    1. Демонстрирование эффективных навыков представления материала и методов обучения
      Умения:
      1. Стимулировать и поддерживать интерес у обучаемых.
      2. Обеспечивать надлежащую последова-тельность учебного материала и темпов его освоения.
      3. Эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникации с обучаемыми.
      4. Демонстрировать эффективные навыки опроса.
      5. Активно выслушивать и правильно интерпретировать невербальные сообщения.
      6. Задавать надлежащие вопросы для стимулирования обучения или подтверждения правильности понимания.
      7. Правильно и адекватно отвечать на вопросы.
      8. Обеспечивать содержательность занятий путем опроса, переадресации вопросов, обеспечения сбалансированного участия и т. д.
      9. Структурировать учебный материал за счет приемов подтверждения понимания, перефразирования, обобщения и т.д.
      10. Обеспечивать реалистический подход при использовании имитации ситуаций.
      Знания:
      1. Область, в которой будут проводиться занятия.
      2. Педагогические аспекты обучения взрос-лых и основы андрагогики.
      3. Методы обучения и оценки компетенций.
      4. Прикладные аспекты преподаваемой дис-циплины, темы, предмета, направления подготовки.
      5. Программа и содержание обучения.
    2. Завоевание и поддержание доверия
      Умения:
      1. Демонстрировать соответствие квалифи-кационным требованиям и связанными с ними знаниями, навыками и установками.
      2. Демонстрировать поведение, соответст-вующее ролевой модели (т. е. инструктор демонстрирует ожидаемое поведение в рамках технической роли, к которой готовится обучаемый, в соответствии с квалификационными требованиями и связанными с ними знаниями, навыками и установками).
      3. Демонстрировать уважения к требованиям и установленным правилам организации (стандартные эксплуатационные правила, форма одежды, внешний вид, приемлемое личное поведение и т.д.).
      4. Формулировать четкие задачи и разъяснять роли в рамках осуществляемой учебной подготовки или оценки ее результатов.
      5. Создавать и поддержать атмосферу взаимного уважения.
      6. Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятель-ности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные эксплуатационные про-цедуры и правила.
      4. Реализуемая программа.
      5. Содержание обучения.
    3. Распределение времени
      Умения:
      1. Надлежащим образом распределять время на различные виды деятельности.
      2. Корректировать время, затрачиваемое на различные виды деятельности, с целью обеспечения выполнения поставленных задач.
      3. Применять планы на случай непре-двиденных обстоятельств в ситуациях, когда те или иные виды деятельности должны быть отменены, сокращены или заменены (например, невозможность использования мультимедийных средств из-за проблем с электричеством).
      Знания:
      1. Основы тime - менеджмента.
      2. Область, в которой будут проводиться занятия.
      3. Педагогические аспекты обучения взрос-лых и основы андрагогики.
      4. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      5. Реализуемая программа и содержание обучения.

Квалификационный уровень по ОРК: 5

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Отсутствие личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения тренажерной подготовки. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Умение решать проблемы, возможные конфликты и принимать своевременные действия.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Инструктор летной подготовки на тренажере (SFI)

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией; Соответствие критериям «Квалификационных требований, предъявляемых к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала».

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет.зования и квалификации