Профессия:
«Мастер обучения вождению во время образовательного процесса»
Трудовые функции:
  1. Контроль над освоением программы подготовки водителя ТС соответствующей категории и подкатегорий
    Задачи:
    1. Итоговая оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
      Умения:
      1. Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы.
      2. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики.
      3. Анализировать организацию проверки навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении итогового экзамена и представлять предложения по его совершенствованию.
      Знания:
      1. Содержание программы проведения экзамена и методика оценки навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения.
      2. Требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах.
      3. Законодательство РК в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений. ПДД, ОБД, и виды ответственности, предусмотренные в случае их несоблюдения.
    2. Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
      Умения:
      1. Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме).
      2. Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы.
      3. Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях закрытой площадки( автодрома) и представлять предложения по его совершенствованию.
      4. Корректно, с использованием педагогической этики, указать на ошибки, допущенные обучаемым в процессе проведения контроля, при подведении итогов, и предложить варианты их исправления.
      Знания:
      1. Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме).
      2. Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий.
      3. Требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС, требования к средствам аудио - и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.
      4. Правила передвижения на закрытых площадках( автодромах),
  2. Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
    Задачи:
    1. Подготовка учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий
      Умения:
      1. Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации.
      2. Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом.
      3. Измерять параметры электрической цепи автомобиля.
      4. Проводить инструктаж по основным правилам техники безопасности на ТС с обучающимися.
      5. Заполнять документы, используемые в процессе трудовой деятельности.
      Знания:
      1. Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей.
      2. Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей.
      3. Основные принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием.
      4. Требования охраны труда на автотранспорте.
      5. Знание норм расхода ГСМ и других технологических жидкостей.
      6. Порядок проведения ежедневного ТО и контрольного осмотра ТС перед выездом и правила техники безопасности во время их выполнения.
      7. Требования к заполнению рабочей документации (Путевой лист, КУВ- карточка учета вождения…).
    2. Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (закрытая площадка, автодром, реальные дорожные условия)
      Умения:
      1. Демонстрировать технику выполнения различных упражнений и элементов учебного автодрома, предусмотренных программой обучения, а так же уметь разъяснить цели и задачи, для решения которых они предусмотрены.
      2. Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения, по маршрутам согласованным с уполномоченными органами.
      3. Проводить обучение, предусмотренное рабочим планом учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с типовой программой обучения водителей ТС.
      4. Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий.
      5. Осуществлять взаимодействие с преподавателем и мастером ПО для синхронизации учебного процесса.
      6. Применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: специфики осваиваемой категории ТС; задач занятия (цикла занятий); возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей).
      7. Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения.
      8. Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС.
      9. Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособность обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие).
      10. Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения.
      11. Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения.
      Знания:
      1. Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий.
      2. Требования типовых программ обучения и рабочих планов учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в части касаемо практического вождения.
      3. Технику выполнения упражнений предусмотренных программой обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории.
      4. Наличие и назначение элементов представленных на учебном автодроме, и технику их выполнения.
      5. Маршрутов движения, согласованные для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на дорогах общего пользования.
      6. Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий.
      7. Психологические аспекты практического обучения вождению.
      8. Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению.
      9. Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья).
      10. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий.
      11. Правила дорожного движения и основы безопасного управления, а так же меры ответственности, предусмотренные законами РК в случае их не выполнения.
      12. Основы первой до врачебной помощи пострадавшим при ДТП.
      13. Методику проведения анализа процесса обучения.

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Менеджер учебной организации по подготовке водителей. 4 Мастер производственного обучения в области транспортных услуг.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 010402 3 – «Мастер производственного обучения, техник (всех наименований)»