Профессиональный стандарт:
«Присвоение уровня авиационного английского языка по шкале ИКАО»
Регистрационный номер стандарта:
Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД
  • 51 Деятельность воздушного транспорта
  • 51.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию
  • 51.10.2 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию
  • 51.2 Деятельность воздушного грузового транспорта и космического транспорта
  • 51.21 Деятельность грузового воздушного транспорта
  • 51.21.1 Деятельность грузового воздушного транспорта, подчиняющего расписанию
  • 51.21.2 Деятельность грузового воздушного транспорта, не подчиняющего расписанию
  • H Транспорт и складирование

Перечень карточек профессий:
Глоссарий В настоящем профессиональном стандарте применяются специальные термины и определения.

Номер версии и год выпуска:Версия 1, 2019 год

Запланированная дата пересмотра:31.12.2022

Разработано: Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»
Исполнитель / руководитель проекта: Абсатов Е.С. Контактные данные исполнителя: 8 (7172) 60-04-38, 60-04-40, info@kazlogistics.kz, statsurina@kazlogistics.kz

Экспертиза предоставлена:
  • АО «Академия Гражданской Авиации»
  • АО «Авиакомпания «SCAT» Авиационный учебный центр
  • ТОО «Каспиан Рэйдио Сервисес»
  • РГП на ПХВ «Казаэронавигация» Комитета Гражданской Авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
  • Международный аэропорт Астана «Нурсултан Назарбаев»
  • ТОО «CASL»
Профессия:
«Администратор тестирования»
Трудовые функции:
  1. Обеспечение работоспособности технических и программных средств
    Задачи:
    1. Материальное обеспечение
      Умения:
      1. Комплектовать помещения для тестирования и брифингов оборудованием, техническими средствами, расходными материалами и необходимым количеством мебели.
      2. Обеспечить целостность и функциональность применяемых технических средств и программного обеспечения.
      3. Принимать меры по обновлению технических средств и программного обеспечения.
      4. Обращать внимание и незамедлительно сообщать Руководителю тестирования обо всех видимых нарушениях, отклонениях от регламентов, возникающих проблемах, конфликтах, затруднениях при взаимодействии с внутренними и внешними специалистами на любом уровне.
      Знания:
      1. Система профессиональной подготовки авиационного персонала.
      2. Требования к организации тестирования.
      3. Устройство и работа персонального компьютера, офисной и копировально-множительной техники.
      4. Офисное и специальное программное обеспечение.
      5. Процессы тестирования.
    2. Установка, наладка, настройка и сопровождение аппаратного и программного обеспечения
      Умения:
      1. Обеспечивать наладку, настройку и готовность к работе оборудования, программного обеспечения и вспомогательных средств.
      2. Осуществлять корректное включение и выключение оборудования.
      3. Обеспечивать диагностику неисправностей средств и оборудования, определять возможности для восстановления их работоспособности.
      4. Помогать экзаменаторам в освоении оборудования и программных средств, предназначенных для тестирования.
      Знания:
      1. Проявления дефектов и неисправностей.
      2. Назначение, функции, требования и условия для обеспечения работы применяемого оборудования и программного обеспечения.
      3. Требования к организации тестирования.
      4. Правила и техника безопасности.
  2. Обеспечение целостности, сохранности и конфиденциальности материалов тестирования
    Задачи:
    1. Защита теста и материалов тестирования
      Умения:
      1. Обеспечивать требования к помещениям, оборудованию, инфраструктуре и программному обеспечению.
      2. Ограничивать доступ к конкретным материалам, вариантам или вопросам.
      3. Обеспечивать конфиденциальность оценок, безопасное хранение информации об оценках и материалах теста.
      4. Обеспечивать защиту базы данных, содержащих тестовые задания.
      5. Выявлять подложность представляемых документов тестируемыми.
      6. Регистрировать сертификаты и связанную с оценкой документацию.
      7. Обеспечивать хранение аудио и видеозаписей.
      8. Обеспечивать сохранность оценочных листов и подтверждающей их документации (включая электронные данные) в течение всего срока действия аттестации кандидата, установленного согласно требованиям к оценке уровня владения английским языком.
      Знания:
      1. Система профессиональной подготовки авиа-ционного персонала.
      2. Требования к организации тестирования.
      3. Устройство и работа персонального компьютера, офисной и копировально-множительной техники.
      4. Офисное и специальное программное обеспечение.
      5. Процессы тестирования.
  3. Организация и планирование процедур тестирования
    Задачи:
    1. Административное обеспечение
      Умения:
      1. Принимать и оформлять заявки.
      2. Работать с договорами.
      3. Взаимодействовать со взрослой узкоспециализированной аудиторией.
      4. Консолидировать записи, как на бумажных носителях, так и электронные, для каждого тестируемого кандидата.
      5. Планировать кандидатов и экзаменаторов.
      6. Организовывать рейтерскую оценку.
      7. Сопровождать базу данных о тестировании, вести установленную документацию.
      8. Осуществлять действия, связанные с отклонением от установленных правил и норм, определенных для тестирования.
      9. Оперативно и адекватно реагировать на ситуации, связанные с порчей или нарушением работоспособности техники, оборудования, программных средств.
      10. Реагировать на физическое и психологическое состояние кандидатов перед началом тестирования согласно действующим регламентам и рекомендациям.
      11. Обеспечивать своевременное обучение экзаменаторов, рейтеров и собственное согласно установленных регламентов.
      12. Работать слаженно и согласованно с другими специалистами, понимая потребности и специфику их работы и учитывая их пожелания в своей работе.
      Знания:
      1. Регламенты в области профессиональной подготовки и тестирования авиационного персонала.
      2. Средства и способы коммуникации.
      3. Правила и техника безопасности.
  4. Работа с авиационной документацией
    Задачи:
    1. Внешнее и внутренне взаимодействие
      Умения:
      1. Осуществлять техническое взаимодействие с внешним персоналом на своем уровне, подготавливать документацию и контролировать ее исполнение.
      2. Вносить персональные данные, заполнять журналы, базы данных, формировать почтовые и электронные отправления.
      3. Составлять письма, статистические, маркетинговые, информационные и рекламные сообщения.
      4. Стилизованно оформлять рассылку или предоставлять предложения по оформлению.
      5. Использовать различные способы доставки корреспонденции.
      6. Собирать и систематизировать полученную информацию.
      Знания:
      1. Регламенты в области организации и процедур тестирования на определения уровня английского языка по шкале ИКАО.
      2. Коммуникативный язык.
      3. Правила составления документации, ведения переписки и взаимодействия с внешним персоналом.
      4. Офисное и специальное программное обеспечение.

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Исполнительность, аккуратность, внимательность, дисциплина, ответственность, способности к изучению языков, обучаемость, коммуникативность, мотивированность к развитию, уровень английского языка не ниже Pre-intermediate.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Экзаменатор по авиационному английскому языку

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией;

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Наличие экзамена по Международной системе тестирования английского языка (The International English Language Testing System - IELTS) - академический модуль (средняя оценка 6,5 или выше, включая как минимум 7,0 по говоре-нию и слушанию), либо аналогичный уровень в других международных системах. Для лингвистов: Владение английским языком на уровне, необходимом для проведения собеседования, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО. Действующий опыт преподавания авиационного английского языка, используемого в радиотелефонной связи не менее 2-х лет. Владение соответствующими знаниями эксплуатационных аспектов деятельности авиации. Для пилотов, авиадиспетчеров и операторов авиационных станций, которые привлекаются в качестве экзаменаторов: подтвержденное владение английским языком по шкале ИКАО, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО.

Профессия:
«Экзаменатор по авиационному английскому языку»
Трудовые функции:
  1. Проведение тестирования на определение уровня владения общим и авиационным английским языком по шкале ИКАО
    Задачи:
    1. Проведение теста
      Умения:
      1. Проводить тестирование в соответствии с общими описаниями языковых требований (holistic descriptors) и Шкалой ИКАО для определения уровня владения языком (holistic descriptors).
      2. Проводить брифинг, ознакомить с форматом теста, правилами и порядком проведения процедуры тестирования.
      3. Требовать соблюдения установленных регламентов.
      4. Владеть техническими и программными средствами тестирования.
      5. Владеть надлежащим уровнем английского языка и соответствующей подготовкой.
      6. Выявлять и принимать надлежащие меры по предотвращению физического или психологического стресса у тестируемого.
      7. Работать слаженно и согласованно с другими специалистами, понимая потребности и специфику их работы и учитывая их пожелания в своей работе. Понимать свою роль в общей структуре профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      8. Проводить занятия по авиационному английскому языку, либо профессиональный опыт работы в качестве авиадиспетчера/пилота.
      Знания:
      1. Система профессиональной подготовки и выдачи свидетельств авиационному персоналу.
      2. Применяемая система тестирования или тест.
      3. Требования к организации и проведению тес-тирования.
      4. Работа персонального компьютера и прог-раммное обеспечение.
      5. Языковые требования (holistic descriptors) и Шкалу ИКАО.
      6. Процессы тестирования.

Квалификационный уровень по ОРК: 5

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Отсутствие личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения экзаменов. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Умение решать проблемы, возможные конфликты и принимать своевременные действия. Владение на уровне уверенного пользователя вычислительной и офисной техникой, программным обеспечением, средствами аудио, фото и видео фиксации.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 6 Администратор тестирования. 5 Рейтер по авиационному английскому языку.

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией;

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Наличие экзамена по Международной системе тестирования английского языка (The International English Language Testing System - IELTS) - академический модуль (средняя оценка 6,5 или выше, включая как минимум 7,0 по говоре-нию и слушанию), либо аналогичный уровень в других международных системах. Для лингвистов: Владение английским языком на уровне, необходимом для проведения собеседования, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО. Действующий опыт преподавания авиационного английского языка, используемого в радиотелефонной связи не менее 2-х лет. Владение соответствующими знаниями эксплуатационных аспектов деятельности авиации. Для пилотов, авиадиспетчеров и операторов авиационных станций, которые привлекаются в качестве экзаменаторов: подтвержденное владение английским языком по шкале ИКАО, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО.

Профессия:
«Рейтер по авиационному английскому языку»
Трудовые функции:
  1. Оценка уровня владения общим и авиационным английским языком по шкале ИКАО
    Задачи:
    1. Рейтерская оценка
      Умения:
      1. Оценивать владение английским языком на основании опыта работы в авиационной системе, в соответствии с общими описаниями языковых требований (holistic descriptors) и Шкалой ИКАО для определения уровня владения языком.
      2. Применять правила и принципы оценки, заложенные в системе тестирования или тесте.
      3. Владеть техническими и программными средствами для работы с аудиофайлами.
      4. Владеть надлежащим уровнем английского языка и соответствующей подготовкой.
      5. Работать слаженно и согласованно с другими специалистами, понимая потребности и специфику их работы и учитывая их пожелания в своей работе. Понимать свою роль в общей структуре профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      6. Проводить занятия по авиационному английскому языку, либо профессиональный опыт работы в качестве авиадиспетчера/пилота.
      Знания:
      1. Система профессиональной подготовки и выдачи свидетельств авиационному персоналу.
      2. Применяемая система тестирования или тест.
      3. Правила, принципы и применение оценки языковых компетенций.
      4. Работа персонального компьютера и программное обеспечение.
      5. Языковые требования (holistic descriptors) и Шкала ИКАО.
      6. Процедуры тестирования.

Квалификационный уровень по ОРК: 6

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Отсутствие личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения экзаменов. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Умение решать проблемы, возможные конфликты и принимать своевременные действия. Владение на уровне уверенного пользователя вычислительной и офисной техникой, программным обеспечением, средствами аудио, фото и видео фиксации.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Экзаменатор по авиационному английскому языку. 6 Тренер экзаменаторов.

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией;

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Наличие экзамена по Международной системе тестирования английского языка (The International English Language Testing System - IELTS) - академический модуль (средняя оценка 6,5 или выше, включая как минимум 7,0 по говоре-нию и слушанию), либо аналогичный уровень в других международных системах. Для лингвистов: Владение английским языком на уровне, необходимом для проведения собеседования, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО. Действующий опыт преподавания авиационного английского языка, используемого в радиотелефонной связи не менее 2-х лет. Владение соответствующими знаниями эксплуатационных аспектов деятельности авиации. Для пилотов, авиадиспетчеров и операторов авиационных станций, которые привлекаются в качестве экзаменаторов: подтвержденное владение английским языком по шкале ИКАО, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО.

Профессия:
«Тренер экзаменаторов»
Трудовые функции:
  1. Функционально-методическое обеспечение подготовки экзаменаторов (рейтеров)
    Задачи:
    1. Планирование и реализация учебных мероприятий
      Умения:
      1. Применять методологию подготовки тестирующих собеседников и методы проведения экзаменационных сессий.
      2. Работать со взрослой профессионально-ориентированной аудиторией.
      3. Обучать методам оценки уровня владения языковыми компетенциями.
      4. Разрабатывать, апробировать и внедрять учебные программы и учебно-методические пакеты.
      5. Планировать учебные мероприятия.
      Знания:
      1. Принципы организации среды обучения
      2. Прикладные аспекты преподаваемой дисцип-лины, темы, предмета, направления подготовки.
      3. Специфика обучения взрослых.
      4. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      5. Реализуемая программа и содержание обучения.
      6. Система профессиональной подготовки и выдачи свидетельств авиационному персоналу.
      7. Применяемая система тестирования или тест.
      8. Правила, принципы и применение оценки языковых компетенций.
      9. Работа персонального компьютера и программное обеспечение.
      10. Языковые требования (holistic descriptors) и Шкала ИКАО.
      11. Процедуры тестирования.

Квалификационный уровень по ОРК: 6

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Умение решать проблемы, возможные конфликты и принимать своевременные действия. Владение на уровне уверенного пользователя вычислительной и офисной техникой, программным обеспечением, средствами аудио, фото и видео фиксации.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 6 Рейтер по авиационному английскому языку

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией;

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Наличие экзамена по Международной системе тестирования английского языка (The International English Language Testing System - IELTS) - академический модуль (средняя оценка 6,5 или выше, включая как минимум 7,0 по говоре¬нию и слушанию), либо аналогичный уровень в других международных системах. Для лингвистов: Владение английским языком на уровне, необходимом для проведения собеседования, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО. Действующий опыт преподавания авиационного английского языка, используемого в радиотелефонной связи не менее 2-х лет. Владение соответствующими знаниями эксплуатационных аспектов деятельности авиации. Для пилотов, авиадиспетчеров и операторов авиационных станций, которые привлекаются в качестве экзаменаторов: подтвержденное владение английским языком по шкале ИКАО, по меньшей мере, на продвинутом уровне 5 по шкале ИКАО и владение английским языком на профессиональном уровне 6 по шкале ИКАО, если тест разработан для оценки владения английским языком на уровне 6 по шкале ИКАО.