Профессиональный стандарт:
«Организация профессиональной подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках»
Организация профессиональной подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
Регистрационный номер стандарта:
Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД
  • 52 Складирование грузов и вспомогательная транспортная деятельность
  • 52.2 Вспомогательная транспортная деятельность
  • 52.21 Вспомогательная деятельность сухопутного транспорта
  • 52.21.9 Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта
  • H Транспорт и складирование

Перечень карточек профессий:
Глоссарий В настоящем профессиональном стандарте применяются специальные термины и определения.

Номер версии и год выпуска:Версия 1, 2019 год

Запланированная дата пересмотра:31.12.2022 г.

Разработано: ОЮЛ «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZOGISTICS» (Союз транспортников Казахстана)
Исполнитель/ руководитель проекта: Абсатов Е.С. Контактные данные исполнителя: 8 (7172) 60-04-38, 60-04-40; statsurina@kazlogistics.kz

Экспертиза предоставлена:
  • Профессиональное обьединение по подготовке водителей «Автомектеп»
  • ТОО «КИиК»
  • Профессиональное обьединение по подготовке водителей транспортных средств «Автомобилист»
  • ОЮЛ «Профессиональная конфедерация транспортников Казахстана» 5К
  • Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КАЗАТО)
  • ТОО «Азгард Моторс»
  • ТОО «TRANS Motors group»
Профессия:
«Руководитель Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках»
Трудовые функции:
  1. Организация анализа спроса, заказа на услуги Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
    Задачи:
    1. Анализ имеющихся и необходимых ресурсов для обеспечения учебного процесса подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках: учебные классы, пособия, тренажеры, ТС, персонал
      Умения:
      1. Моделировать включение ресурсов в планируемую деятельность и обеспечение достижения конечных результатов.
      2. Фиксировать наличие проблем ресурсообеспечения на стадии планирования.
      3. Выявлять причины возникновения проблем, обнаруживать возможные пути решения.
      Знания:
      1. Основы работы с информацией.
      2. Фактчекинг, аналитическое и критическое мышление.
      3. Особенности и характеристики ресурсов (финансы, средства, материалы и персонал) деятельности Учебного центра (УЦ).
      4. Способы моделирования и прогнозирования деятельности (УЦ).
    2. Организация и разработка целостной программы деятельности, стратегических планов Учебного центра (УЦ)
      Умения:
      1. Разрабатывать и фиксировать проектное представление со всеми процессами, необходимыми для достижения конкретного результата.
      2. Сопоставление и обобщение информации из различных источников, поиск прямых корреляций между данными о состоянии рынка и показателями Учебного центра (УЦ).
      Знания:
      1. Базовые знания психологии, филологии, маркетинга.
      2. Знание специфики деятельности своей организации, конкурентов, рынка.
    3. Организация сбора сведений и согласование представлений сотрудников учебного центра о спросе и учебном процессе подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
      Умения:
      1. Собирать, измерять, мониторить и анализировать количество и качество данных о ситуации на рынке.
      2. Разрабатывать и презентовать управленческое целевое представление, принципиальное ведение подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      Знания:
      1. Процессный и структурный подходы в деятельности.
      2. Способы и инструменты разработки управленческих целевых представлений о деятельности подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      3. Особенности рынка автомобильных грузовых перевозок.
  2. Организация обеспечения деятельности Учебного центра (УЦ)
    Задачи:
    1. Контроль за распределением финансового обеспечения и распределение доходов от услуг по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
      Умения:
      1. Оценивать объемы оказываемых услуг и доходы учебного центра (УЦ).
      2. Контролировать процесс выполнения долговых обязательств.
      Знания:
      1. Методы проведения расчетов, экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов.
      2. Возможности полной и равномерной загрузки учебных площадей (классы, автодром, классы ЛПЗ, учебные ТС).
    2. Организация деятельности и обеспечения ресурсами (финансы, средства производства, материалы, ТС, персонал) необходимыми для реализации учебных процессов подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
      Умения:
      1. Производить отбор ресурсов (финансы, средства производства, материалы, ТС, персонал), соответствующих проектному, программному, плановому содержанию учебного центра (УЦ).
      2. Командообразование и мотивированная деятельность.
      Знания:
      1. Порядок привлечения ресурсов в учебный процесс, учебного центра (УЦ).
      2. Основы маркетинга и тимбилдинга.
      3. Особенности и характеристики ресурсов деятельности учебного центра (УЦ).
    3. Постановка, распределение, контроль и анализ исполнения плановых задач, норм, а также корректировка действий сотрудников и установка регламентов
      Умения:
      1. Анализировать производственные и экономические показатели Учебного центра (УЦ).
      2. Выявлять наличие и устанавливать причины возникающих несоответствий между нормативным представлением о процессе и реально зафиксированным.
      3. Эффективно распределять задачи, координировать действия сотрудников.
      4. Устанавливать, контролировать и корректировать регламенты.
      Знания:
      1. Способы оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности сотрудников.
      2. Способы и порядок корректировки действий сотрудников и установленных регламентов.
      3. Теоретические основы производительности труда.

Квалификационный уровень по ОРК: 6

Требования к личностным компетенциям: Коммуникабельность, аналитическое мышление, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, умения анализировать и планировать денежные потоки организации

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Методист Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках. КС, утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м Начальник отдела подготовки кадров.

Уровень образования: Высшее образование

Специальность: 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» 5B090100 – «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

Квалификация: Бакалавр

Профессия:
«Методист Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках»
Трудовые функции:
  1. Анализ состояния учебно-воспитательной работы, разработка предложений по повышению ее эффективности. Принятие участия в разработке и подготовке к утверждению учебно-методических пособий и документации по подготовке персонала, участвующего в автомобильных
    Задачи:
    1. Анализировать состояние учебно-воспитательного процесса подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
      Умения:
      1. Собирать, обрабатывать, анализировать информацию количественных и качественных данных об учебно-воспитательном процессе.
      Знания:
      1. Гражданский кодекс РК.
      2. Трудовой кодекс РК.
      3. Должностная инструкция методистов.
    2. Оказывать методическую помощь педагогическим работникам
      Умения:
      1. Проявлять стрессоустойчивость и навыки эффективной коммуникации.
      2. Своевременно находить и представлять необходимые материалы в соответствии с изучаемой программой подготовки персонала, по автомобильной перевозке грузов.
      3. Вести мотивационную деятельность и налаживать конструктивную обратную связь.
      4. Находить оптимальную методику преподавания.
      5. Оказать методическую поддержку.
      Знания:
      1. Делопроизводство РК.
      2. Трудовой кодекс.
      3. Требование безопасности охраны труда: нормативные акты.
      4. Педагогические методики и технологии.
      5. Особенности курса профессиональной подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      6. Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников.
    3. Разрабатывать предложения по повышению эффективности учебно-воспитательной работы
      Умения:
      1. Обнаруживать недочеты в методике учебно-воспитательной работы.
      2. Находить наилучшие решения задач.
      Знания:
      1. Принципы учебно-воспитательной работы.
      2. Методики обучения и педагогические технологии
  2. Оказание помощи в диагностике, прогнозировании и подведении итогов подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов учреждения и экспериментального опыта
    Задачи:
    1. Анализировать и подводить итоги курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждения
      Умения:
      1. Производить анализ курса подготовки и повышения квалификации.
      2. Объективно оценивать данные результатов подготовки и повышения квалификации.
      Знания:
      1. Детали и особенности пройденного специалистами курса подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
      2. Принцип объективности.
    2. Анализировать и подводить итоги результатов экспериментальной работы учебного центра (УЦ)
      Умения:
      1. Производить анализ данных по внедрению экспериментальных и передовых методов, подходов в образовательный процесс.
      2. Объективно оценивать результаты экспериментальной работы.
      Знания:
      1. Целей и итогов экспериментальной работы.
      2. Принцип объективности.
    3. Внедрять и распространять наиболее результативный опыт руководителей и специалистов учреждения
      Умения:
      1. Проявлять коммуникабельность.
      2. Обобщать информацию и подводить итоги.
      Знания:
      1. Практическая польза и степень обоснованности внедрения опыта, полученного в ходе экспериментальной работы.
    4. Оказывать помощь диагностическую и прогностическую поддержку в подведении итогов подготовки/ переподготовки, повышения квалификации специалистов, внедрения экспериментального опыта
      Умения:
      1. Владеть ПК на уровне уверенного пользователя.
      2. Производить оперативный поиск информации в сети.
      3. Собирать, обрабатывать, анализировать поступающую информацию.
      4. Проводить фактчекинг, применять навыки критического мышления.
      Знания:
      1. Владение ПК и знакомство с СМК.
      2. Текущие предложения и возможности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
  3. Участие в комплектовании учебных групп и оказание информационной поддержки обучающимся
    Задачи:
    1. Вести документацию
      Умения:
      1. Владеть ПК на уровне уверенного пользователя.
      2. Оформлять соответствующие документы.
      Знания:
      1. Владение ПК.
      2. Делопроизводство РК.
    2. Вести работу с обучающимися и кандидатами
      Умения:
      1. Проявлять стрессоустойчивость и навыки эффективной коммуникации.
      2. Консультировать по ассортименту и параметрам услуг.
      3. Владеть профессиональной этикой обслуживания.
      Знания:
      1. Базовые знания психологии, филологии, маркетинга.
      2. Знание специфики деятельности своей организации, конкурентов, рынка.
    3. Работать над комплектацией учебных групп по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
      Умения:
      1. Осуществлять поиск и привлекать потенциальных клиентов (обработка входящих звонков, сообщений в социальных сетях, заключение договоров).
      Знания:
      1. Делопроизводство РК.

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 6 Руководитель Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках. 4 Преподаватель Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках. 4 Мастер производственного обучения вождению Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 010402 3 – «Мастер производственного обучения, техник-технолог (всех наименований)»

Профессия:
«Преподаватель Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках»
Трудовые функции:
  1. Организация и осуществление педагогического контроля и оценки качества освоения образовательной программы профессионального обучения в процессе, а также при промежуточном и итоговом экзамене
    Задачи:
    1. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и прочих методов контроля, в соответствии с реальными возможностями обучающихся
      Умения:
      1. Объективно оценивать знания на основе регулярных тестирований и прочих методов контроля успеваемости.
      2. Проводить семинары и тренинги по вопросам осуществления автомобильных грузовых перевозок.
      Знания:
      1. Принцип объективности.
      2. Традиционные формы контроля знаний, умения и навыков в условиях компетентного подхода оценки.
    2. Осуществлять контроль, оценку степени и качества освоения образовательной программы профессионального обучения
      Умения:
      1. Оценивать качество освоения образовательной программы как показателя готовности к итоговым экзаменам.
      Знания:
      1. Системы и критерии оценки знаний.
      2. Научно-методические и нормативные основания процедур контроля и оценки результатов освоения профессиональных программ.
    3. Систематически анализировать и оценивать степень эффективности учебных занятий, методик и подходов к обучению
      Умения:
      1. Анализировать проведенные занятия, использованные методики и подходы к обучению.
      2. Оценивать степень эффективности педагогических действий.
      Знания:
      1. Структура методической системы обучения.
      2. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации.
  2. Реализация учебного плана (УП), по освоению программы подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
    Задачи:
    1. Вести учебную документацию, а также отчетность о качестве и объеме проделанной работы
      Умения:
      1. Вести учебную документацию в соответствии с требованиями к подаче документов.
      2. Вести отчеты о качестве и объеме проделанной работы.
      Знания:
      1. Делопроизводство РК.
      2. Правила и порядок организации деятельности учебных заведений среднего профессионального образования.
    2. Знать методическое пособие по подготовке водителей, а также владеть всем теоретическим материалом, необходимым для ведения преподавательской деятельности, проходить плановую профессиональную аккредитацию с целью подтверждения компетенции
      Умения:
      1. Использовать в полном объеме локальные и нормативные акты по организации подготовки водителей в ходе образовательного процесса.
      Знания:
      1. Законы, подзаконные и нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность организации подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении.
      3. «Правила подготовки водителей механических транспортных средств».
      4. Теоретический материал, необходимый для ведения преподавательской деятельности.
      5. Методическое пособие по подготовке водителей.
    3. Обучать оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) и производственном травматизме (ПТ)
      Умения:
      1. Преподавать теоретический материал по оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) дорожно-транспортного и производственного травматизма.
      2. Организовывать и осуществлять практические занятия и оценку навыков, оказания первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортном и производственном травматизме.
      Знания:
      1. Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
    4. Планировать и проводить учебные занятия по общей подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках, а также занятий и навыков использования водительского инструментария (тахографы, спутниковые системы навигации, холодильные установки
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по общей подготовке водителей, соответствующих категории и подкатегории. (С1, С1Е, С, СЕ).
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план урока в ходе занятия.
      3. Вести занятия и доступно объяснять материал, обеспечивая качественное освоение обучающимися передаваемых знаний.
      4. Обращаться с оборудованием, позволяющим использовать интерактивные, а также аудиовизуальные учебные материалы.
      Знания:
      1. Теоретический материал по общей подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. Инструкции к пользованию водительским инструментарием (тахографы, спутниковые системы навигации, холодильные установки ТС т.д.).
      3. Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих автомобильные грузовые перевозки в соответствии с соглашением ЕСТР.
      4. Основные принципы рациональной организации перевозок, маршрутизации.
      5. Нормативные и правовые акты по грузовым автомобильным перевозкам, требующие по своему характеру особой охраны, ухода за собой в пути следования или других особых условий перевозки (при перевозке специализированными ТС).
    5. Планировать и проводить учебные занятия, по специализированной подготовке водителей, в рамках которых разъясняются детали и нюансы специфики автомобильных грузоперевозок (виды, классификации, правила и т.д.)
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по специализированной подготовке водителей.
      2. Использовать особенности видов городских, междугородных, международных автомобильных перевозок.
      3. Использовать особенности классификации автомобильных грузоперевозок (крупногабаритные, сыпучие, навалочные, жидкие, негабаритные, биологические и т.д.).
      4. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план урока в ходе занятия.
      5. Вести занятия и доступно объяснять материал, обеспечивая качественное освоение обучающимися всех деталей и нюансов специфики автомобильных грузовых перевозок.
      Знания:
      1. Теоретический материал по специализированной подготовке водителей.
      2. Детали и нюансы специфики грузоперевозки.
      3. Конвенции и Соглашения о дорожном движении и автомагистралях.
      4. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к ТС для перевозки грузов».
      5. Требования национального и международного законодательства (Таможенные кодексы РК, ЕАЭС и Конвенции МДП/TIR).
      6. Порядок ведения специальной документации (страховые полиса ГПО, транспортные накладные CMR, путевые листы и т.д.).
      7. Правовое регулирование договорных отношений перевозки грузов автотранспортом.
    6. Постоянно самосовершенствоваться и актуализировать ранее приобретенные знания
      Умения:
      1. Актуализировать, углублять ранее приобретенные и осваивать новые теоретические знания в области своей специализации.
      2. Сотрудничать с другими педагогическими сотрудниками и другими специалистами в целях обмена опытом.
      Знания:
      1. Актуальные требования примерных и типовых программ профессионального обучения, а также рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС, осуществляющих автомобильные грузовые перевозки.
      2. Владение английским языком или минимальным необходимым техническим вокабуляром.
      3. Умение пользоваться словарями и программами перевода.
    7. Формировать мотивацию к обучению
      Умения:
      1. Мотивировать обучающихся.
      2. Популяризировать образование и теоретические занятия по грузовой автомобильной перевозке различной классификации.
      Знания:
      1. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
  3. Формирование понимания и включение в общую культуру участников дорожного движения (ДД) и привитие навыков поведения в стрессовых ситуациях
    Задачи:
    1. Моделировать ситуации и события, воспитывающие у обучающихся культуру участников дорожного движения
      Умения:
      1. Моделировать ситуации и события, помогающие решать педагогические задачи по привитию культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правила дорожного движения (ПДД).
      2. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
    2. Разъяснять необходимость неукоснительного соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения
      Умения:
      1. Реализовывать воспитательную программу в рамках процесса обучения.
      2. Доступно разъяснять необходимость соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя ТС.
      2. Правила дорожного движения (ПДД).
      3. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения.
      4. Отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения в РК.
    3. Составлять воспитательные программы, ориентированные на повышение у обучающихся уровня культуры участников дорожного движения
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению уровня культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя.
      2. Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения (ДД).
    4. Составлять и реализовывать воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортном и производственном травматизме
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи.
      Знания:
      1. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
      2. Образовательные программы обучения навыкам доврачебной помощи.
    5. Составлять и реализовывать воспитательные программы, ориентированные на повышение общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении (ДД)
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      Знания:
      1. Правила и нормы прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
      2. Правила и нормы поведения при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
      3. Распространенные ошибки в поведении при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Методист Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках. 4 Мастер производственного обучения вождению Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 010402 3 – «Мастер производственного обучения, техник-технолог (всех наименований)»

Профессия:
«Мастер производственного обучения вождению Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках»
Трудовые функции:
  1. Организация, осуществление педагогического контроля и оценка качества освоения образовательной программы профессионального обучения на практике в процессе обучения, а также при промежуточном и итоговом экзамене
    Задачи:
    1. Контроль оценки качества обучающихся и степень освоения образовательной программы профессионального обучения и их способности применять полученные теоретические знания на практике
      Умения:
      1. Оценивать качество освоения образовательной программы как показателя готовности к итоговым экзаменам.
      Знания:
      1. Системы и критерии оценки знаний.
    2. Объективная оценка знаний обучающихся на основе практических заданий и других методов контроля в соответствии с реальными возможностями обучающихся
      Умения:
      1. Объективно оценивать знаний на основе практических заданий и прочих методов контроля успеваемости.
      Знания:
      1. Принцип объективности.
    3. Систематический анализ и оценка степени эффективности практических занятий
      Умения:
      1. Анализировать проведенные занятия, использованные методики и подходы к обучению.
      2. Оценивать степень эффективности педагогических действий.
      Знания:
      1. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации.
  2. Реализация учебного плана (УП) мастера производственного обучения, по освоению программы практической подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках
    Задачи:
    1. Ведение всей соответствующей профилю документации, также отчетность о качестве и объеме проделанной работы. Обучение ведению путевой документации
      Умения:
      1. Вести учебную документацию в соответствии с требованиями к подаче документов.
      2. Вести отчеты о качестве и объеме проделанной работы.
      Знания:
      1. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
    2. Знать методическое пособие по подготовке водителей, а также владеть теоретическим материалом и практическими навыками для ведения преподавательской деятельности, проходить плановую профессиональную аккредитацию с целью подтверждения уровня компетенции
      Умения:
      1. Использовать в полном объеме методическое пособие по подготовке водителей и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса.
      Знания:
      1. Законы, подзаконные и нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность организаций по подготовке и повышение квалификации персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. «Правила подготовки водителей механических транспортных средств».
      3. Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении.
      4. Транспортное законодательство РК.
    3. Организация, осуществление контроля и оценки практических навыков обучающихся по текущим и итоговым результатам освоения ими образовательной программы. Формирование мотивации к обучению
      Умения:
      1. Организовывать осуществлять и управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в образовательный процесс, стимулируя их учебно-познавательную деятельность.
      Знания:
      1. Психологические аспекты практического обучения вождению ТС персонала, участвующего в грузовых перевозках.
    4. Планирование и проведение индивидуальных практических занятий в рамках специализированной подготовки водителей (по видам, классификации, правилам грузоперевозки и т.д) в силу располагаемой материально-технической базы учебного центра повышения квалификаци
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по специализированной практической подготовке водителей.
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план в ходе занятия.
      3. Вести практические занятия и обеспечивать качественное освоение обучающимися всех деталей и нюансов специфики автомобильной грузоперевозки (виды, классификацию, правила, нормативные и правовые акты грузоперевозки, особенности охраны и ухода при перевозке специализированным ТС).
      Знания:
      1. Практические навыки и теоретический материал по специализированной подготовке водителей.
      2. Детали и нюансы специфики грузоперевозки.
      3. «Правила подготовки водителей механических транспортных средств».
      4. Нормативные и правовые акты по перевозке грузов, требующих по своему характеру особой охраны, ухода за собой в пути или других особых условий перевозки (при перевозке специализированными ТС).
    5. Планировать и проводить учебные практические занятия по общей подготовке водителей соответствующей категории и подкатегории (С1, С1Е, С, СЕ), а также занятий по освоению практических навыков использования водительского инструментария (тахографы, спутнико
      Умения:
      1. Вести поурочный план практических занятий по общей подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план в ходе занятия.
      3. Вести практические занятия и обеспечивать качественное освоение обучающимися передаваемых знаний и навыков.
      4. Осуществление перевозки грузов (международные дорожные перевозки) МДП.
      Знания:
      1. Практические навыки и теоретический материал по общей подготовки водителей соответствующей категории, подкатегории (С1, С1Е, С, СЕ).
      2. Инструкции к пользованию водительским инструментарием (тахограф, спутниковые системы навигации, холодильные установки ТС и т.д.).
      3. Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС, осуществляющих автомобильные грузовые перевозки.
      4. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к ТС для перевозки грузов».
      5. Таможенная конвенция, международные перевозки грузов с применением Carnet TIR книжки, (международные дорожные перевозки) МДП.
    6. Постоянно самосовершенствоваться и актуализировать ранее приобретенные знания
      Умения:
      1. Актуализировать, углублять ранее приобретенные и осваивать новые теоретические знания в области своей специализации.
      2. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в целях обмена опытом.
      Знания:
      1. Актуальные требования примерных и типовых программ профессионального обучения, а также рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС, осуществляющих автомобильные грузовые перевозки.
      2. Владение английским языком или минимальным необходимым техническим вокабуляром.
      3. Умение пользоваться словарями и программами перевода.
    7. Проведение лабораторно - практических занятий по техническому обслуживанию автомобиля
      Умения:
      1. Вести поурочный план лабораторно-практических занятий по подготовке водителей.
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план в ходе занятия.
      3. Вести лабораторно - практические занятия и обеспечивать качественное освоение обучающимися основ технического обслуживания подвижного состава.
      Знания:
      1. Практические навыки и теоретический материал по техническому обслуживанию автомобиля.
      2. Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение, классификация.
  3. Формирование понимания и включение в общую культуру участников дорожного движения. (ДД) и привитие навыков поведения в стрессовых ситуациях
    Задачи:
    1. Наглядная демонстрация ситуаций и событий, воспитывающих у обучающихся культуру участников дорожного движения
      Умения:
      1. Наглядно демонстрировать ситуации и события, помогающие решать педагогические задачи по привитию культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правила дорожного движения (ПДД).
      2. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
    2. Привитие обучающимся неукоснительного соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения
      Умения:
      1. Реализовывать воспитательную программу в рамках процесса обучения.
      2. Прививать обучающимся неукоснительное соблюдение правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя ТС.
      2. Правила дорожного движения (ПДД).
    3. Составление воспитательных программ, ориентированных на повышение у обучающихся уровня культуры участников дорожного движения
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению уровня культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя.
      2. Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения (ДД).
    4. Составление и реализация воспитательных программ, ориентированных на повышение общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении (ДД) через приобретение практических навыков вождения
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы, по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      Знания:
      1. Правила и нормы поведения при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
      2. Распространенные ошибки в поведении при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отсутствие медицинских противопоказаний к управлению ТС и работе с обучающимися.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Методист Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках. 4 Преподаватель Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных грузовых перевозках.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 010402 3 – «Мастер производственного обучения, техник-технолог (всех наименований)»