Профессиональный стандарт:
«Обеспечения тренажерной подготовки авиационного персонала гражданской авиации»
Включает деятельность специального характера, направленного на квалификационное соответствие авиационного персонала, участвующего в процессах пассажирских и грузовых перевозок по воздуху
Регистрационный номер стандарта:
Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД
  • 51 Деятельность воздушного транспорта
  • 51.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию
  • 51.10.2 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию
  • 51.2 Деятельность воздушного грузового транспорта и космического транспорта
  • 51.21 Деятельность грузового воздушного транспорта
  • 51.21.1 Деятельность грузового воздушного транспорта, подчиняющего расписанию
  • 51.21.2 Деятельность грузового воздушного транспорта, не подчиняющего расписанию
  • H Транспорт и складирование

Перечень карточек профессий:
Глоссарий В настоящем профессиональном стандарте применяются специальные термины и определения.

Номер версии и год выпуска:Версия 1, 2019 год

Запланированная дата пересмотра:31.12.2022

Разработано: Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»
Исполнитель / руководитель проекта: Абсатов Е.С. Контактные данные исполнителя: 8 (7172) 60-04-38, 60-04-40, info@kazlogistics.kz, statsurina@kazlogistics.kz

Экспертиза предоставлена:
  • АО «Академия Гражданской Авиации»
  • АО «Авиакомпания «SCAT» Авиационный учебный центр
  • ТОО «Каспиан Рэйдио Сервисес»
  • РГП на ПХВ «Казаэронавигация» Комитета Гражданской Авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
  • Международный аэропорт Астана «Нурсултан Назарбаев»
  • ТОО «CASL»
Профессия:
«Инженер по обслуживанию тренажера»
Трудовые функции:
  1. Заключение по обслуживанию тренажера
    Задачи:
    1. Заключение по обслуживанию
      Умения:
      1. Составлять и грамотно оформлять заключение.
      2. Проводить анализ по результатам обслуживания.
      3. Составлять план по устранению дефектов и неисправностей.
      4. Составлять акт по устранению дефектов и неисправностей.
      Знания:
      1. Правила, принципы и применение оценки результатов технического обслуживания тренажера.
      2. Правил завода изготовителей по поддержанию тренажерного комплекса.
  2. Обслуживание тренажера
    Задачи:
    1. Техническое обслуживание
      Умения:
      1. Обеспечивать наладку, настройку и готовность к работе тренажера.
      2. Выявлять и устранения дефектов и неисправностей.
      3. Проводить диагностику тренажера.
      4. Соблюдать правил техники безопасности.
      Знания:
      1. Проявление дефектов и неисправностей.
      2. Требование к работе с тренажером.
      3. Правила и техника безопасности.
  3. Подготовка к техническому обслуживанию тренажера
    Задачи:
    1. Подготовка документов
      Умения:
      1. Соблюдать установленные регламенты.
      2. Работать с техническими документами (технологические карты, директивы и т.д.).
      3. Иметь практический опыт работы по обслуживанию авиационной техники .
      Знания:
      1. Законодательство Республики Казахстан и меж-дународное авиационное законодательство в области использования воздушного пространства и деятельности авиации в части технического обслуживания, поддержания летной годности ВС, тренажерного комплекса, обучения персонала, занятого в ТО ВС.
      2. Возможности человека, включая принципы конт-роля фактора угрозы и ошибок, применительно к ТО ВС.
    2. Подготовка инструментов.
      Умения:
      1. Пользоваться необходимым инструментом и обо-рудованием для обслуживания тренажера.
      Знания:
      1. Характеристики материалов и их применение при проектировании тренажерного устройство, включая принципы проектирования конструкции и функционирования систем, методы сборки.
      2. Механические, гидравлические, электрические и электронные источники питания.
      3. Приборное оборудование и системы индикации, системы управления и бортовые системы навигационного и связного оборудования.
      4. Работы, выполнение которых необходимо для поддержания летной годности тренажера, включая методы и процедуры капитального ремонта, текущего ремонта, проверки, замены, модификации или устранения дефектов конструкции тренажера, его компонентов и систем согласно методикам, предусмотренным в соответствующих руководствах по ТО и РАТ и применяемых в этом случае стандартах летной годности.

Квалификационный уровень по ОРК: 6

Требования к личностным компетенциям: Ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Инструктор летной подготовки на тренажере (STI)

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией;

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет.зования и квалификации

Профессия:
«Инструктор тренажерной подготовки (STI)»
Трудовые функции:
  1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки авиационного персонала
    Задачи:
    1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Подготовить тренажер к работе согласно процедурам, описанным в эксплуатационных документах разработчика.
      2. Использовать возможности программного обеспечения тренажера для достижения максимальной эффективности практического обучения.
      3. Проводить предполетную подготовку экипажа (Брифинг) с подробным разбором предстоящих упражнений и задач тренажерной подготовки.
      4. Инструктировать по безопасности при использовании тренажера. Ознакомливать с действиями при пожаре и других экстренных ситуациях.
      5. 5. Применять педагогические методы преподавания и обучения:  современные подходы в общих методах преподаваниях;  личностно-ориентированный подход в обучении;  технология развития критического мышления;  системы оценивания результатов обучения.
      6. Знать авиационную психологию.
      7. Знать основы педагогики.
      8. Знать методику летного обучения.
      Знания:
      1. Законы и нормативные акты РК.
      2. Программу подготовки летного состава.
      3. Руководство по летной эксплуатации ВС представленного на данном тренажере.
      4. Эксплуатационные ограничения тренажера.
      5. Методика практического обучения членов летных экипажей на тренажере.
      6. 6. Критерии оценки действий членов летных экипажей:  по воздушному законодательству;  общие знания о ВС (Aircraft general knowledge);  летные характеристики и планирование (Flight performance and planning) - 90 часов;  возможности и ограничения человека, человеческий фактор (Human performance and limitations);  метеорология (Meteorology) ;  навигация (Navigation) ;  эксплуатационные процедуры (Operational procedures);  принципы полета (Principles of flight) ;  радиосвязь (Communications).
  2. Проведение тренажерной подготовки авиационного персонала
    Задачи:
    1. Проведение тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок при обучении.
      2. Управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик и методически грамотно обучать слушателя на приемлемом уровне безопасности полетов.
      3. Управлять воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение и показ схемы полета или маневра слушателю.
      4. Плавно и точно выполнять все маневры, методически правильно объяснять слушателю координацию движений при пилотировании воздушным судном.
      5. Принимать своевременные решения и квалифицированное осуществлять контроль в полете.
      6. Анализировать и исправлять ошибки обучаемых.
      7. Применять знания в области аэронавигации (самолетовождения) и передавать их слушателю.
      8. Методически грамотно и безопасно обучать слушателя.
      9. Проводить послеполетный разбор с экипажем (ДеБрифинг) с подробным разбором допущенных ошибок, а также с рекомендациями к их эффективному устранению.
      10. Проводить предполетную подготовку; расчитывать массы и центровки; осуществлять осмотр и обслуживание самолета.
      11. Требовать проведение взлета, полета в зоне аэродрома, захода на посадку и посадку, использование карт контрольных проверок (checklist), избегание опасных сближений и проверочные процедуры.
      12. Контролировать порядок выполнения процедур полета по правилам полетов по приборам (SID, STAR) а также процедуры инструментальных заходов на посадку и посадки с использованием систем точного и неточного захода на посадку (ILS, VOR/DME, NDB и. т. д).
      13. Требовать проводить полеты в зоне аэродрома: имитация отказа двигателя в процессе взлета и после взлета.
      14. Рассчитывать максимальную производитель-ность: взлет с короткой дистанции, проход препятствий, посадка на короткую полосу.
      15. Обучать методам взлета и посадки с боковым ветром, ухода на второй круг.
      16. Обучать полетам на относительно высоких скоростях, распознавания и выход из крутых пикирований.
      17. Обучать проводить полеты на критически низких скоростях, избегание штопора, распознавание и вывод из резвившегося сваливания.
      18. Обучать полетам по маршруту, используя слепое счисление пути и радионавигационные средства; планирование полета; заполнение и подача плана полета FPL; работа с погодной информацией и НОТАМами; процедуры ведения радиосвязи; проход через контролируемую зону аэродрома; соответствие процедурам органов УВД; имитация потери радиосвязи, ухудшения погодных условий, процедуры ухода на запасной аэродром; имитация отказа двигателя при полете по маршруту; выбор площадки для посадки.
      Знания:
      1. Система профессиональной подготовки авиационного персонала.
      2. Методики теоретического и практического обучения.
      3. Оценки успеваемости студентов, учащихся или слушателей по тем предметам, по которым осуществляется наземная подготовка.
      4. Анализ и исправление ошибок студентов, учащихся и слушателей.
      5. Возможности человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок.
      6. Опасности, связанной с имитацией выхода из строя систем и отказов на ВС.

Квалификационный уровень по ОРК: 5

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Отсутствие личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения тренажерной подготовки. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 6 Инженер по обслуживанию тренажера. 5 Инструктор тренажерной подготовки (SFI).

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией; Соответствие критериям «Квалификационных требований, предъявляемых к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала».

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет.зования и квалификации

Профессия:
«Инструктор летной подготовки на тренажере (SFI)»
Трудовые функции:
  1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки авиационного персонала по классу и по типу ВС
    Задачи:
    1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Подготовить тренажер к работе согласно процедурам, описанным в эксплуатационных документах разработчика по классу и по типу ВС (Boeing737, 757/767/747/777 Airbus 318/319/320/NEO/ 310/330 и.т.д ВС суда взлётной массой 5700 и более).
      2. Использовать возможности программного обеспечения тренажера для достижения максимальной эффективности практического обучения по классу и по типу ВС (Boeing737, 757/767/747/777 Airbus 318/319/320/NEO/ 310/330 и.т.д ВС суда взлётной массой 5700 и более).
      3. Проводить предполетную подготовку экипажа (Брифинг) с подробным разбором предстоящих упражнений и задач тренажерной подготовки по типу ВС (Boeing737, 757/767/747/777 Airbus 318/319/320/NEO/ 310/330 и.т.д ВС суда взлётной массой 5700 и более).
      4. Инструктировать по безопасности при использовании тренажера по типу ВС (Boeing737, 757/767/747/777 Airbus 318/319/320/NEO/ 310/330 и.т.д ВС суда взлётной массой 5700 и более).
      5. Ознакамливать с действиями при пожаре и других экстренных ситуациях.
      Знания:
      1. Законы и нормативные акты РК.
      2. Программа подготовки летного состава.
      3. Руководство по летной эксплуатации ВС представленного на данном тренажере.
      4. Эксплуатационные ограничения тренажера.
      5. Методика практического обучения членов летных экипажей на тренажере.
      6. Критерии оценки действий членов летных экипажей.
  2. Проведение тренажерной подготовки авиационного персонала по классу и по типу ВС
    Задачи:
    1. Проведение тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Распознавать, анализировать и контролировать факторы угроз и ошибок в процессе подготовки слушателя.
      2. Управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик и методически грамотно обучать слушателя на приемлемом уровне безопасности полетов.
      3. Уметь плавно и точно выполнять все маневры и умело показывать их слушателю.
      4. Принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете.
      5. Анализировать и исправлять ошибки обучаемых.
      6. Управлять воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение и показ схемы полета или маневра слушателю.
      7. Плавно и точно выполнять все маневры, методически правильно объяснять слушателю координацию движений при пилотировании воздушным судном.
      8. Применять знания в области аэронавигации (самолетовождения) и передавать их слушателю.
      9. Методически грамотно и безопасно обучать слушателя.
      10. Проводить послеполетный разбор с экипажем (ДеБрифинг) с подробным разбором допущенных ошибок, а также с рекомендациями к их эффективному устранению.
      11. ТЕМ, CRM и надлежаще использовать летное умение интегрировано во всем.
      12. Проводить практические занятия с рабочего места инструктора тренажера.
      13. Практически выполнять летное обучения с любого пилотского места в кабине ВС на тренажере.
      Знания:
      1. Система профессиональной подготовки авиационного персонала.
      2. Методики теоретического и практического обучения.
      3. Оценки успеваемости студентов, учащихся или слушателей по тем предметам, по которым осуществляется наземная подготовка.
      4. Анализ и исправление ошибок студентов, учащихся и слушателей.
      5. Возможности человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок.
      6. Опасности, связанной с имитацией выхода из строя систем и отказов на ВС.

Квалификационный уровень по ОРК: 5

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Отсутствие личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения тренажерной подготовки. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Инструктор летной подготовки на тренажере (STI). 5 Инструктор тренажерной подготовки по многочленному экипажу (MCCI).

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией; Соответствие критериям «Квалификационных требований, предъявляемых к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала» а так же STI и MCCI.

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет.зования и квалификации

Профессия:
«Инструктор тренажерной подготовки по многочленному экипажу (MCCI)»
Трудовые функции:
  1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки авиационного персонала
    Задачи:
    1. Подготовка к проведению тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Подготовить тренажер к работе согласно процедурам, описанным в эксплуатационных документах разработчика.
      2. Использовать возможности программ-ного обеспечения тренажера для достижения максимальной эффективности практического обучения.
      3. Проводить предполетную подготовку экипажа (Брифинг) с подробным разбором предстоящих упражнений и задач тренажерной подготовки.
      4. Инструктировать по безопасности при использовании тренажера.
      5. Ознакамливать с действиями при пожаре и других экстренных ситуациях
      Знания:
      1. Законы и нормативные акты РК.
      2. Программа подготовки летного состава.
      3. Руководство по летной эксплуатации ВС представленного на данном тренажере.
      4. Эксплуатационные ограничения тренаже-ра для ВС многочленных экипажей.
      5. Методика практического обучения членов летных экипажей на тренажере для ВС многочленных экипажей.
      6. Критерии оценки действий членов летных экипажей в многочленном экипаже ВС.
  2. Проведение тренажерной подготовки авиационного персонала
    Задачи:
    1. Проведение тренажерной подготовки
      Умения:
      1. Распознавать, анализировать и контролировать факторы угроз и ошибок в процессе подготовки слушателя либо в случае модульной программе подготовки самого пилота.
      2. Управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик и методически грамотно обучать слушателя в случае модульной программе подготовки самого пилота на приемлемом уровне безопасности полетов.
      3. Уметь плавно и точно выполнять все маневры и умело показывать их слушателю в случае модульной программе подготовки самого пилота.
      4. Принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете.
      5. Анализировать и исправлять ошибки обучаемых.
      6. Управлять воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение и показ схемы полета или маневра слушателю.
      7. Распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок при обучении их слушателю в случае модульной программе подготовки самого пилота.
      8. Плавно и точно выполнять все маневры, методически правильно объяснять слушателю координацию движений при пилотировании воздушным судном.
      9. Применять знания в области аэро-навигации (самолетовождения) и передавать их слушателю.
      10. Методически грамотно и безопасно обучать слушателя.
      Знания:
      1. Система взаимодействия между членами экипажа при эксплуатаций ВС с двух и более пилотов и/или членов экипажей ВС.
      2. Технология взаимодействия между членами воздушных судов на многочленных ВС.
      3. Система профессиональной подготовки авиационного персонала.
      4. Методики теоретического и практического обучения на многочленных ВС.
      5. Оценки успеваемости студентов, учащихся или слушателей по тем предметам, по которым осуществляется наземная подготовка.
      6. Анализ и исправление ошибок студентов, учащихся и слушателей.
      7. Возможности человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок на многочленных ВС.
      8. Опасности, связанной с имитацией выхода из строя систем и отказов на ВС.
  3. Теоретическая подготовка авиационного персонала
    Задачи:
    1. Демонстрирование эффективных навыков представления материала и методов обучения
      Умения:
      1. Стимулировать и поддерживать интерес у обучаемых.
      2. Обеспечивать надлежащую последова-тельность учебного материала и темпов его освоения.
      3. Эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникации с обучаемыми.
      4. Демонстрировать эффективные навыки опроса.
      5. Активно выслушивать и правильно интерпретировать невербальные сообщения.
      6. Задавать надлежащие вопросы для стимулирования обучения или подтверждения правильности понимания.
      7. Правильно и адекватно отвечать на вопросы.
      8. Обеспечивать содержательность занятий путем опроса, переадресации вопросов, обеспечения сбалансированного участия и т. д.
      9. Структурировать учебный материал за счет приемов подтверждения понимания, перефразирования, обобщения и т.д.
      10. Обеспечивать реалистический подход при использовании имитации ситуаций.
      Знания:
      1. Область, в которой будут проводиться занятия.
      2. Педагогические аспекты обучения взрос-лых и основы андрагогики.
      3. Методы обучения и оценки компетенций.
      4. Прикладные аспекты преподаваемой дис-циплины, темы, предмета, направления подготовки.
      5. Программа и содержание обучения.
    2. Завоевание и поддержание доверия
      Умения:
      1. Демонстрировать соответствие квалифи-кационным требованиям и связанными с ними знаниями, навыками и установками.
      2. Демонстрировать поведение, соответст-вующее ролевой модели (т. е. инструктор демонстрирует ожидаемое поведение в рамках технической роли, к которой готовится обучаемый, в соответствии с квалификационными требованиями и связанными с ними знаниями, навыками и установками).
      3. Демонстрировать уважения к требованиям и установленным правилам организации (стандартные эксплуатационные правила, форма одежды, внешний вид, приемлемое личное поведение и т.д.).
      4. Формулировать четкие задачи и разъяснять роли в рамках осуществляемой учебной подготовки или оценки ее результатов.
      5. Создавать и поддержать атмосферу взаимного уважения.
      6. Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятель-ности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные эксплуатационные про-цедуры и правила.
      4. Реализуемая программа.
      5. Содержание обучения.
    3. Распределение времени
      Умения:
      1. Надлежащим образом распределять время на различные виды деятельности.
      2. Корректировать время, затрачиваемое на различные виды деятельности, с целью обеспечения выполнения поставленных задач.
      3. Применять планы на случай непре-двиденных обстоятельств в ситуациях, когда те или иные виды деятельности должны быть отменены, сокращены или заменены (например, невозможность использования мультимедийных средств из-за проблем с электричеством).
      Знания:
      1. Основы тime - менеджмента.
      2. Область, в которой будут проводиться занятия.
      3. Педагогические аспекты обучения взрос-лых и основы андрагогики.
      4. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      5. Реализуемая программа и содержание обучения.

Квалификационный уровень по ОРК: 5

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Отсутствие личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения тренажерной подготовки. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Умение решать проблемы, возможные конфликты и принимать своевременные действия.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Инструктор летной подготовки на тренажере (SFI)

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией; Соответствие критериям «Квалификационных требований, предъявляемых к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала».

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет.зования и квалификации