Профессиональный стандарт:
«Организация профессиональной подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках»
Организация профессиональной подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
Регистрационный номер стандарта:
Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД
  • 52 Складирование грузов и вспомогательная транспортная деятельность
  • 52.2 Вспомогательная транспортная деятельность
  • 52.21 Вспомогательная деятельность сухопутного транспорта
  • 52.21.9 Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта
  • H Транспорт и складирование

Перечень карточек профессий:
Глоссарий В настоящем профессиональном стандарте применяются специальные термины и определения.

Номер версии и год выпуска:Версия 1, 2019 год

Запланированная дата пересмотра:31.12.2022 г.

Разработано: ОЮЛ «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZOGISTICS» (Союз транспортников Казахстана)
Исполнитель/ руководитель проекта: Абсатов Е.С. Контактные данные исполнителя: 8 (7172) 60-04-38, 60-04-40; statsurina@kazlogistics.kz

Экспертиза предоставлена:
  • Профессиональное обьединение по подготовке водителей «Автомектеп»
  • ТОО «КИиК»
  • Профессиональное обьединение по подготовке водителей транспортных средств «Автомобилист»
  • ОЮЛ «Профессиональная конфедерация транспортников Казахстана» 5К
  • Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КАЗАТО)
  • ТОО «Азгард Моторс»
  • ТОО «TRANS Motors group»
Профессия:
«Руководитель Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках»
Трудовые функции:
  1. Обеспечение эффективного функционирования деятельности Учебного центра
    Задачи:
    1. Контроль за финансовым обеспечением и распределение доходов от услуг по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
      Умения:
      1. Оценивать объемы оказываемых услуг и доходы Учебного центра (УЦ).
      2. Определять возврат долговых обязательств.
      Знания:
      1. Рыночные методы хозяйствования и финансового менеджмента Учебного центра (УЦ).
      2. Методы проведения расчетов, экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов.
      3. Возможности полной и равномерной загрузки учебных площадей (классы, автодром, классы ЛПЗ, учебные ТС).
    2. Контроль и анализ исполнения плановых задач, норм, и корректировка действий сотрудников и установленного регламента
      Умения:
      1. Анализировать производственные и экономические показатели Учебного центра (УЦ).
      2. Выявлять причины возникшего несоответствия (между нормативным представлением о процессе и реально зафиксированным).
      3. Координировать действия сотрудников, установленных регламентом.
      Знания:
      1. Способы оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности сотрудников.
      2. Способы и порядок корректировки действий сотрудников, установленных регламентом.
      3. Теоретические основы производительности труда.
    3. Организация деятельности и обеспечения ресурсами (финансы, средства производства, материалы, ТС, персонал) учебных процессов по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
      Умения:
      1. Отбирать ресурсы (финансы, средства производства, материалы, ТС, персонал), соответствующие проектному, программному, плановому содержанию учебного центра (УЦ).
      2. Командообразование и мотивированная деятельность.
      Знания:
      1. Порядок и вовлечение ресурсов в учебный процесс Учебного центра (УЦ).
      2. Основы маркетинга.
      3. Особенности и характеристики ресурсов деятельности Учебного центра (УЦ).
  2. Формирование анализа спроса на услуги Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
    Задачи:
    1. Исследование имеющегося и необходимого для обеспечения учебного процесса подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках, ресурсов: учебные классы, пособия, тренажеры, ТС, персонал
      Умения:
      1. Разрабатывать и фиксировать проектное представление со всеми процессами, необходимыми для прихода к конкретному результату.
      2. Сопоставление и обобщение информации из различных источников, поиск прямых корреляций между данными о состоянии рынка и показателями Учебного центра (УЦ).
      Знания:
      1. Основы психологии, филологии, маркетинга.
      2. Специфика деятельности своей организации, конкурентов, рынка.
    2. Формирование и разработка стратегии деятельности учебного центра (УЦ) подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
      Умения:
      1. Моделировать включение ресурсов в планируемую деятельность и обеспечение достижения конечных результатов.
      2. Фиксировать наличие проблем ресурсообеспечения на стадии планирования, затруднений, отделять случайные факторы затруднения от неслучайных.
      Знания:
      1. Основы работы с информацией.
      2. Фактчекинг, аналитическое и критическое мышление.
      3. Особенности и характеристики ресурсов (финансы, средства, материалы и персонал) деятельности Учебного центра (УЦ).
      4. Способы моделирования и прогнозирования деятельности (УЦ).
    3. Формирование сведений и согласование представлений сотрудников учебного центра о спросе, заказе и учебном процессе подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
      Умения:
      1. Формировать, измерять, мониторить и анализировать количество и качество данных о ситуации на рынке.
      2. Формулировать и предоставлять управленческое целевое представление, принципиальное видение подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.
      Знания:
      1. Способы и инструменты разработки управленческих целевых представлений о деятельности подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.
      2. Особенности рынка автомобильных пассажирских перевозок.
      3. Процессный и структурный подходы в деятельности.

Квалификационный уровень по ОРК: 6

Требования к личностным компетенциям: Коммуникабельность, аналитическое мышление, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, умения анализировать и планировать денежные потоки организации

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: Коммуникабельность, аналитическое мышление, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, умения анализировать и планировать денежные потоки организации. Коммуникабельность, аналитическое мышление, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, умения анализировать и планировать денежные потоки организации.

Уровень образования: Высшее образование

Специальность: 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» 5B090100 – «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

Квалификация: Бакалавр

Профессия:
«Методист учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках»
Трудовые функции:
  1. Анализ состояния учебно-воспитательной работы, разработка предложений по повышению ее эффективности. Принятие участия в разработке и подготовке к утверждению учебно-методических пособий и документации по подготовке персонала, участвующего в автомобильных
    Задачи:
    1. Анализировать состояние учебно-воспитательного процесса подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
      Умения:
      1. 1. Собирать, анализировать, обрабатывать информацию количественных и качественных данных об учебно-воспитательном процессе.
      Знания:
      1. Гражданский кодекс РК.
      2. Трудовой кодекс РК.
      3. Должностная инструкция методиста.
    2. Оказывать методическую помощь педагогическим работникам
      Умения:
      1. Находить оптимальную методику преподавания.
      2. Оказывать методическую поддержку.
      3. Вести мотивационную деятельность и налаживать конструктивную обратную связь.
      4. Своевременно находить и представлять необходимые материалы в соответствии с изучаемой программой подготовки персонала по перевозке пассажиров.
      5. Проявлять стрессоустойчивость и навыки эффективной коммуникации.
      Знания:
      1. Делопроизводство РК.
      2. Трудовой кодекс РК.
      3. Требование безопасности охраны труда, нормативные акты.
      4. Педагогические методики и технологии.
      5. Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников.
      6. Особенности курса профессиональной подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.
    3. Разрабатывать предложения по повышению эффективности учебно-воспитательной работы
      Умения:
      1. Находить наилучшие способы решения задач.
      2. Обнаруживать имеющиеся недочеты в методике учебно-воспитательной работы.
      Знания:
      1. Принципы учебно-воспитательной работы.
      2. Педагогические технологии и методики обучения.
  2. Оказание помощи в диагностике, прогнозировании и подведении итогов подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов учреждения и экспериментального опыта
    Задачи:
    1. Анализировать и подводить итоги курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждения
      Умения:
      1. Производить анализ курса подготовки и повышения квалификации.
      2. Объективно оценивать данные результатов подготовки и повышения квалификации.
      Знания:
      1. Детали и особенности пройденного специалистами курса подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
      2. Принцип объективности.
    2. Анализировать и подводить итоги результатов
      Умения:
      1. Производить анализ данных по внедрению экспериментальных работ.
      Знания:
      1. Целей и итогов экспериментальной работы.
    3. Оказывать информационную поддержку специалистам учреждения относительно подготовки, переподготовки и повышения квалификации
      Умения:
      1. Владеть ПК на уровне уверенного пользователя.
      2. Производить оперативный поиск информации в сети.
      3. Собирать, обрабатывать, анализировать информацию.
      4. Проводить фактчекинг, применять навыки критического мышления при работе с информацией.
      Знания:
      1. Владение ПК и знакомство с СМК.
      2. Текущие предложения и возможности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
  3. Участие в комплектовании учебных групп и оказание информационной поддержки обучающимся
    Задачи:
    1. Вести документацию
      Умения:
      1. Владеть ПК на уровне уверенного пользователя.
      2. Оформлять соответствующие документы.
      Знания:
      1. Владение ПК.
      2. Делопроизводство РК.
    2. Вести работу с обучающимися и кандидатами
      Умения:
      1. Консультировать по ассортименту и параметрам услуг.
      2. Проявлять стрессоустойчивость и навыки эффективной коммуникации.
      3. Владеть профессиональной этикой обслуживания.
      Знания:
      1. Базовые знания психологии, филологии, маркетинга.
      2. Знание специфики деятельности своей организации, конкурентов, рынка.
    3. Работать над комплектацией учебных групп по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
      Умения:
      1. Осуществлять поиск и привлечение потенциальных клиентов (обработка входящих звонков, сообщений в социальных сетях, заключение договоров).
      Знания:
      1. Делопроизводство РК.

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 6 Руководитель Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках. 4 Преподаватель Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках. 4 Мастер производственного обучения вождению Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 010402 3 – «Мастер производственного обучения, техник-технолог (всех наименований)»

Профессия:
«Преподаватель Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках»
Трудовые функции:
  1. Организация и осуществление педагогического контроля и оценки качества освоения образовательной программы профессионального обучения в процессе, а также при промежуточном и итоговом экзамене
    Задачи:
    1. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и прочих методов контроля в соответствии с реальными возможностями обучающихся
      Умения:
      1. Объективно оценивать знания на основе регулярных тестирований и прочих методов контроля успеваемости.
      2. Проводить семинары и тренинги по вопросам осуществления пассажирских перевозок.
      Знания:
      1. Принцип объективности.
      2. Традиционные формы контроля знаний, умения и навыков в условиях компетентного подхода.
    2. Осуществлять контроль, оценку степени и качества освоения образовательной программы профессионального обучения
      Умения:
      1. Оценивать качество освоения образовательной программы как показателя готовности к итоговым экзаменам.
      Знания:
      1. Системы и критерии оценки знаний.
      2. Научно-методические и нормативные основания процедур контроля и оценки результатов освоения профессиональных программ.
    3. Систематически анализировать и оценивать степень эффективности учебных занятий, методик и подходов к обучению
      Умения:
      1. Анализировать проведенные занятия, использованные методики и подходы к обучению.
      2. Оценивать степень эффективности педагогических действий.
      Знания:
      1. Структура методической системы обучения.
      2. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации.
  2. Реализация учебного плана (УП) по освоению программы подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
    Задачи:
    1. Вести учебную документацию, а также отчетность о качестве и объеме проделанной работы
      Умения:
      1. Вести учебную документацию в соответствии с требованиями к подаче документов.
      2. Вести отчеты о качестве и объеме проделанной работы.
      Знания:
      1. Делопроизводство РК.
      2. Правила и порядок организации деятельности учебных заведений среднего профессионального образования.
    2. Знать методическое пособие по подготовке водителей, а также владеть всем теоретическим материалом, необходимым для ведения преподавательской деятельности и планово проходить профессиональную аккредитацию с целью подтверждения компетенции
      Умения:
      1. Использовать в полном объеме локальные и нормативные акты по организации подготовки водителей в ходе образовательного процесса.
      Знания:
      1. Законы, подзаконные и нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность организаций по подготовке и повышению квалификации персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.
      2. Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении.
      3. «Правила подготовки водителей механических транспортных средств».
      4. Теоретический материал, необходимый для ведения преподавательской деятельности.
      5. Методическое пособие по подготовке водителей.
    3. Обучать оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) и производственном травматизме. (ПТ)
      Умения:
      1. Преподавать теоретический материал по оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) дорожно-транспортного и производственного травматизма.
      2. Организовывать и осуществлять практические занятия и оценку навыков, оказания первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортного и производственного травматизме.
      Знания:
      1. Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи (ПДП) при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
    4. Планировать и проводить учебные занятия по общей подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках, а также занятий и навыков использования водительского инструментария (тахографы, спутниковые системы навигации, информационное таб
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по общей подготовке водителей, соответствующих категории и подкатегории. (Д1, Д1Е, Д, ДЕ).
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план урока в ходе занятия.
      3. Вести занятия и доступно объяснять материал, обеспечивая качественное освоение обучающимися передаваемых знаний.
      4. Обращаться с оборудованием, позволяющим использовать интерактивные, а также аудиовизуальные учебные материалы.
      Знания:
      1. Теоретический материал по общей подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.
      2. Нюансы и детали организации автомобильных перевозок пассажиров.
      3. Инструкции к пользованию водительским инструментарием (тахографы, спутниковые системы навигации, информационное табло, автоматизированные громкоговорящие установки ТС т.д.).
      4. Основные принципы рациональной организации перевозок, маршрутизации.
    5. Планировать и проводить учебные занятия, по специализированной подготовке водителей, в рамках которых разъясняются детали и нюансы специфики автомобильных перевозок пассажиров (виды, классификации, правила и т.д.)
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по специализированной подготовке водителей.
      2. Использовать особенности видов автомобильных городских, междугородных, международных перевозок.
      3. Использовать особенности классификации автомобильных пассажирских перевозок (по видам, принадлежности и форме).
      4. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план урока в ходе занятия.
      5. Вести занятия и доступно объяснять материал, обеспечивая качественное освоение обучающимися всех деталей и нюансов специфики пассажирских перевозок.
      Знания:
      1. Теоретический материал по специализированной подготовке водителей.
      2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
      3. Детали и нюансы специфики автомобильных пассажирских перевозок.
      4. Конвенции и Соглашения о дорожном движении и автомагистралях.
      5. Санитарные правила “Санитарно-эпидемиологические требования к ТС для автомобильных перевозок пассажиров.
      6. Порядок ведения специальной документации (страховые полиса ГПО, путевые листы и т.д.).
      7. Правовое регулирование договорных отношений перевозки пассажиров автотранспортом.
      8. Особенности перевозки детей.
    6. Постоянно самосовершенствоваться и актуализировать ранее приобретенные знания
      Умения:
      1. Актуализировать, углублять ранее приобретенные и осваивать новые теоретические знания в области своей специализации.
      2. Сотрудничать с другими педагогическими сотрудниками и другими специалистами в целях обмена опытом.
      Знания:
      1. Актуальные требования примерных и типовых программ профессионального обучения, а также рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС, осуществляющих автомобильные пассажирские перевозки.
      2. Экологическая, санитарно-эпидемиологическая и пожарная безопасность на автомобильном транспорте.
      3. Государственное регулирование и контроль в сфере автомобильного транспорта (лицензирование, техническое регулирование, таможенный контроль).
      4. Владение английским языком или минимальным необходимым техническим вокабуляром. Умение пользоваться словарями и программами перевода.
    7. Формировать мотивацию к обучению
      Умения:
      1. Мотивировать обучающихся, популяризировать образование и теоретические занятия по автомобильным перевозкам пассажиров.
      Знания:
      1. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.
  3. Формирование понимания и включение в общую культуру участников дорожного движения (ДД) и привитие навыков поведения в стрессовых ситуациях
    Задачи:
    1. Моделировать ситуации и события, воспитывающие у обучающихся культуру участников дорожного движения
      Умения:
      1. Моделировать ситуации и события, помогающие решать педагогические задачи по привитию культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правила дорожного движения (ПДД).
      2. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
    2. Разъяснять необходимость неукоснительного соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения
      Умения:
      1. Реализовывать воспитательную программу в рамках процесса обучения.
      2. Доступно разъяснять необходимость соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя ТС.
      2. Правила дорожного движения (ПДД).
      3. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения.
      4. Отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения в РК.
    3. Составлять воспитательные программы, ориентированные на повышение у обучающихся уровня культуры участников дорожного движения
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению уровня культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя.
      2. Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения (БДД).
    4. Составлять и реализовывать воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортном и производственном травматизме
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению стрессоустойчивости в случаях необходимости оказания доврачебной медицинской помощи.
      Знания:
      1. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
      2. Образовательные программы обучения навыкам доврачебной помощи.
    5. Составлять и реализовывать воспитательные программы, ориентированные на повышение общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении (ДД)
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы, по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      Знания:
      1. Правила и нормы прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
      2. Правила и нормы поведения при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
      3. Распространенные ошибки в поведении при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Методист Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках. 4 Мастер производственного обучения вождению Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Профессия:
«Мастер производственного обучения вождению Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках»
Трудовые функции:
  1. Организация, осуществление педагогического контроля и оценка качества освоения образовательной программы профессионального обучения на практике в процессе обучения, а также при промежуточном и итоговом экзамене
    Задачи:
    1. Контроль оценки качества обучающихся и степень освоения образовательной программы профессионального обучения и их способности применять полученные теоретические знания на практике
      Умения:
      1. Оценивать качество освоения образовательной программы, как показателя готовности к итоговым экзаменам.
      Знания:
      1. Системы и критерии оценки знаний.
    2. Объективная оценка знаний обучающихся на основе практических заданий и других методов контроля в соответствии с реальными возможностями обучающихся
      Умения:
      1. Объективно оценивать знаний на основе практических заданий и прочих методов контроля успеваемости
      Знания:
      1. Принцип объективности.
    3. Систематический анализ и оценка степени эффективности практических занятий
      Умения:
      1. Анализировать проведенные занятия, использованные методики и подходы к обучению.
      2. Оценивать степень эффективности педагогических действий.
      Знания:
      1. Типовые правила проведение текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации.
  2. Реализация учебного плана (УП) мастера производственного обучения, по освоению программы практической подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках
    Задачи:
    1. Ведение всей соответствующей профилю документации, также отчетность о качестве и объеме проделанной работы. Обучение ведению путевой документации
      Умения:
      1. Вести учебную документацию в соответствии с требованиями к подаче документов.
      2. Вести отчеты о качестве и объеме проделанной работы.
      Знания:
      1. Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС, участвующего в пассажирских перевозках.
    2. Знать методическое пособие по подготовке водителей, а также владеть теоретическим материалом и практическими навыками для ведения преподавательской деятельности, проходить плановую профессиональную аккредитацию с целью подтверждения уровня компетенции
      Умения:
      1. Использовать в полном объеме методическое пособие по подготовке водителей и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса.
      Знания:
      1. Законы, подзаконные и нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность организаций по подготовке и повышению квалификации персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.
      2. «Правила подготовки водителей механических транспортных средств».
      3. Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении.
      4. Транспортное законодательство РК.
      5. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
    3. Организация, осуществление контроля и оценки практических навыков обучающихся по текущим и итоговым результатам освоения ими образовательной программы. Формирование мотивации к обучению
      Умения:
      1. Организовывать, осуществлять и управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в образовательный процесс, стимулируя их учебно-познавательную деятельность.
      Знания:
      1. Психологические аспекты практического обучения вождению ТС персонала, участвующих в автомобильных пассажирских перевозках.
    4. Планирование и проведение индивидуальных практических занятий в рамках специализированной подготовки водителей (по видам, классификации, правилам автомобильной перевозки пассажиров и т.д) в силу располагаемой материально-технической базы учебного центра п
      Умения:
      1. Вести поурочный план занятий по специализированной практической подготовке водителей.
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план в ходе занятия.
      3. Вести практические занятия и обеспечивать качественное освоение обучающимися всех деталей и нюансов специфики автомобильной перевозки пассажиров (виды, классификацию, правила, нормативные и правовые акты, особенности охраны и ухода при перевозке специализированным ТС).
      Знания:
      1. Практические навыки и теоретический материал по специализированной подготовке водителей.
      2. Детали и нюансы специфики автомобильных перевозок пассажиров.
      3. «Правила подготовки водителей механических транспортных средств».
    5. Планировать и проводить учебные практические занятия по общей подготовке водителей соответствующей категории и подкатегории, а также занятий по освоению практических навыков использования водительского инструментария (тахографы, спутниковые системы навиг
      Умения:
      1. Вести поурочный план практических занятий по общей подготовке персонала, участвующего в перевозке пассажиров.
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план в ходе занятия.
      3. Вести практические занятия и обеспечивать качественное освоение обучающимися передаваемых знаний и навыков.
      Знания:
      1. Практические навыки и теоретический материал по общей подготовки водителей соответствующей категории /подкатегории. (Д1, Д1Е, Д. ДЕ).
      2. Инструкции к пользованию водительским инструментарием (тахограф, спутниковые системы навигации, информационное табло, автоматизированные громкоговорящие установки ТС и т.д.)
      3. Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС, осуществляющие автомобильные пассажирские перевозки.
      4. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к ТС для перевозки пассажиров».
    6. Постоянно самосовершенствоваться и актуализировать ранее приобретенные знания
      Умения:
      1. Актуализировать, углублять ранее приобретенные и осваивать новые теоретические знания в области своей специализации.
      2. Сотрудничать с другими педагогическими сотрудниками и другими специалистами в целях обмена опытом.
      Знания:
      1. Актуальные требования примерных и типовых программ профессионального обучения, а также рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС, осуществляющих автомобильные пассажирские перевозки.
      2. Владение английским языком или минимальным необходимым техническим вокабуляром.
      3. Умение пользоваться словарями и программами перевода.
    7. Проведение лабораторно - практических занятий по техническому обслуживанию автомобиля
      Умения:
      1. Вести поурочный план лабораторно-практических занятий по подготовке водителей.
      2. Ориентироваться по ситуации и в случае необходимости корректировать план в ходе занятия.
      3. Вести лабораторно - практические занятия.
      Знания:
      1. Практические навыки и теоретический материал по техническому обслуживанию автомобиля.
      2. Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение, классификация.
  3. Формирование понимания и включение в общую культуру участников дорожного движения. (ДД) и привитие навыков поведения в стрессовых ситуациях
    Задачи:
    1. Наглядная демонстрация ситуаций и событий, воспитывающих у обучающихся культуры участников дорожного движения
      Умения:
      1. Наглядно демонстрировать ситуации и события, помогающие решать педагогические задачи по привитию культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правила дорожного движения (ПДД).
      2. Психологические аспекты дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
    2. обучающимся неукоснительного соблюдения правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения
      Умения:
      1. Реализовывать воспитательную программу в рамках процесса обучения.
      2. Прививать обучающимся неукоснительное соблюдение правил дорожного движения (ПДД), бережного и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя ТС.
      2. Правила дорожного движения (ПДД).
    3. Составление воспитательных программ, ориентированных на повышения у обучающихся уровня культуры участников дорожного движения
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы по повышению уровня культуры участников дорожного движения.
      Знания:
      1. Правовая ответственность водителя.
      2. Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения (ДД).
    4. Составление и реализация воспитательных программ, ориентированных на повышение общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении (ДД), через приобретение практических навыков вождения
      Умения:
      1. Составлять воспитательные программы, по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      2. Реализовывать воспитательные программы по повышению общей стрессоустойчивости при участии в дорожном движении.
      Знания:
      1. Правила и нормы поведения при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
      2. Распространенные ошибки в поведении при стрессовой ситуации в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Ответственность, организованность, пунктуальность, стрессоустойчивость, дипломатичность, адаптивность, коммуникабельность, грамотность, ориентированность на результат, способность к решению нестандартных задач, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отсутствие медицинских противопоказаний к управлению ТС и работе с обучающимися.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Методист Учебного центра подготовки персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках. 4 Преподаватель Учебного центра по подготовке персонала, участвующего в автомобильных пассажирских перевозках.

Уровень образования: ТиПО

Специальность: 0104000 – «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Квалификация: 010402 3 – «Мастер производственного обучения, техник-технолог (всех наименований)»