Профессия:
«Начальник диспетчерской службы»
Трудовые функции:
  1. Контроль за работой диспетчерской службы
    Задачи:
    1. Информирование руководства и/или аналогичной службы более высокого уровня управления (центральной диспетчерской службы) о результатах работы диспетчерской службы
      Умения:
      1. Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникации, связи.
      2. Анализировать информацию о приемке, передаче и выполнении заявок по организации перевозок.
      3. Документально оформлять результаты проводимых проверок, анализа исполнения поступивших заявок, принимать оперативные меры в необходимых случаях.
      4. Информировать руководство и/или аналогичную службу более высокого уровня управления (центральную диспетчерскую службу) о результатах работы подчиненной службы.
      5. Оперативно информировать об исполнении заявок по организации перевозок.
      Знания:
      1. Нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования, оперативного управления, организации работы диспетчерских служб.
      2. Организационная структура предприятия.
      3. Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
      4. Виды выполняемых работ (услуг).
      5. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      6. Порядок ведения отчетной документации.
    2. Контроль выполнения должностных обязанностей, производственных инструкций, правил по охране труда сотрудниками диспетчерской службы
      Умения:
      1. Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы должностных инструкций, нормативных документов.
      2. Осуществлять мониторинг реализации производственных инструкций, правил по охране труда.
      3. Анализировать информацию о приемке, передаче и выполнении заявок по организации перевозок.
      4. Организовывать работу коллектива сотрудников.
      5. Формулировать цели и задачи предприятия в области обеспечения безопасных условий труда для подчиненных работников.
      6. Документально оформлять результаты проводимых проверок, принимать оперативные меры в необходимых случаях.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
      3. Виды выполняемых работ (услуг).
      4. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      5. Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
      6. Порядок ведения отчетной документации.
    3. Мониторинг и контроль выполнения работ
      Умения:
      1. Организовывать работу коллектива сотрудников.
      2. Контролировать выполнение сотрудниками диспетчерской службы сменно-суточных заданий, календарных планов, производственных программ.
      3. Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники и связи.
      4. Документально оформлять результаты работы диспетчерской службы.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
      3. Система планирования, принятая на предприятии.
      4. Стратегические, текущие и оперативные планы предприятия, транспортного подразделения, диспетчерской службы.
      5. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      6. Назначение и принцип работы системы диспетчерского контроля, оборудования диспетчерской службы.
      7. Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
      8. Порядок ведения отчетной документации.
  2. Организация обеспечения деятельности диспетчерской службы
    Задачи:
    1. Кадровое обеспечение диспетчерской службы
      Умения:
      1. Анализировать резюме кандидата и оценивать его соответствие профилю должности.
      2. Проводить собеседование с использованием средств связи и лично.
      3. Осуществлять профессиональную и личностную оценку кандидатов с использованием соответствующих инструментов.
      4. Устно и письменно общаться с кандидатами.
      Знания:
      1. Основы трудового законодательства РК.
      2. Система организации труда на предприятии.
      3. Организационная структура предприятия.
      4. Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
      5. Виды выполняемых работ (услуг).
      6. Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
      7. Порядок ведения отчетной документации.
    2. Материальное обеспечение диспетчерской службы
      Умения:
      1. Анализировать и прогнозировать потребности службы в материалах, оборудовании.
      2. Определять необходимые затраты на потребности службы.
      3. Планировать состав, рациональное размещение оборудования диспетчерской службы.
      4. Организовывать и контролировать использование оборудования диспетчерской службы, его техническое обслуживание.
      5. Использовать средства вычислительной техники, оргтехники и связи.
      Знания:
      1. Нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования, оперативного управления, организации работы диспетчерских служб.
      2. Положение о диспетчерской службе.
      3. Методы производственного планирования.
      4. Виды, назначение и порядок применения оборудования системы диспетчерского контроля.
      5. Основы информационных технологий.
  3. Управление диспетчерской службой
    Задачи:
    1. Обеспечение диспетчеров нормативной и технической документацией, инструктивно-методическими материалами, расходными материалами
      Умения:
      1. Определять потребность диспетчерской службы в нормативной и технической документации, методических материалах.
      2. Разрабатывать внутреннюю документацию, включая должностные и производственные (рабочие) инструкции, методические документы.
      3. Определять потребность в расходных материалах.
      4. Проводить организационные мероприятия по обеспечению сотрудников необходимой нормативной и технической документацией, инструктивно-методическими материалами.
      5. Проводить организационные мероприятия по обеспечению диспетчерской службы расходными материалами.
      6. Планировать деятельность коллектива.
      7. Использовать в работе нормативную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Внутренние положения и инструкции о порядке организации перевозок и оперативного управления перевозочным процессом.
      3. Методические материалы по вопросам планирования и оперативного управления транспортными процессами.
      4. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      5. Виды выполняемых работ (услуг).
      6. Нормы расходов материалов.
      7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
    2. Организация работы сотрудников диспетчерской службы
      Умения:
      1. Разрабатывать положение о подразделении (службе), должностные и производственные (рабочие) инструкции.
      2. Проводить диспетчерские совещания.
      3. Формировать график работы сотрудников и отслеживать его исполнение.
      4. Проводить анализ соблюдения графика работы сотрудниками диспетчерской службы и обеспечивать полную загрузку персонала.
      5. Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы должностных и производственных (рабочих) инструкций.
      6. Проводить анализ эффективности работы сотрудников диспетчерской службы.
      7. Формировать отчетную документацию.
      Знания:
      1. Организация производственного планирования и диспетчирования на предприятии.
      2. Внутренние положения и инструкции о порядке организации перевозок и оперативного управления перевозочным процессом.
      3. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      4. Виды выполняемых работ (услуг).
      5. Порядок формирования графиков работ.
      6. Внутренние документы предприятия, должностные и производственные (рабочие) инструкции.
      7. Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.
      8. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
    3. Подготовка предложений о мерах поощрения и взыскания сотрудников диспетчерской службы
      Умения:
      1. Вести отчетную документацию по периодической проверке профессиональной компетенции подчиненного персонала.
      2. Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы должностных инструкций, нормативных документов.
      3. Проводить анализ соблюдения сотрудниками диспетчерской службы графиков работы, сменно-суточных заданий, календарных планов, производственных программ.
      4. Анализировать эффективность работы сотрудников диспетчерской службы, затраты рабочего времени.
      5. Рассчитывать основные нормы труда.
      6. Рассчитывать часовую, дневную и годовую производительность труда.
      7. Готовить предложения о мерах поощрения и взыскания.
      8. Проводить организационные мероприятия по работе с персоналом.
      9. Использовать в работе нормативную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Внутренние положения и инструкции по труду.
      3. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      4. Система организации труда на предприятии.
      5. Виды выполняемых работ (услуг).
      6. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
      7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
    4. Руководство работой диспетчерской службы
      Умения:
      1. Придерживаться руководящих принципов, стандартов предприятия.
      2. Организовывать работу диспетчерской службы, ответственную приемку и сдачу смен.
      3. Планировать деятельность диспетчерской службы.
      4. Планировать транспортные операции.
      5. Организовывать и поддерживать оперативную связь с другими службами, транспортными, ремонтными подразделениями предприятия.
      6. Проводить анализ и оценку рисков.
      7. Выполнять несколько задач одновременно.
      8. Обеспечивать соблюдение нормативных требований в деятельности диспетчерской службы.
      9. Минимизировать затраты на транспортные, погрузочно-разгрузочные операции.
      10. Организовывать работу сотрудников.
      11. Планировать деятельность коллектива.
      12. Решать проблемы, возникающие при планировании, организации работы, управлении диспетчерской службой, персоналом.
      13. Организовывать обучение, проведение инструктажей, проверок знаний по охране труда, промышленной, пожарной безопасности сотрудников.
      14. Применять нормативную и техническую документацию, устанавливающую требования, порядок получения и подтверждения квалификации и компетенции для подчиненного персонала.
      15. Взаимодействовать с системой внутреннего обучения персонала и/или внешними сторонами по вопросам организации обучения и аттестации персонала.
      16. Контролировать обеспечение подразделений предприятия необходимыми материалами, оборудованием.
      17. Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники, связи.
      18. Использовать диспетчерскую навигационную систему.
      19. Использовать эксплуатационную документацию на оборудование, средства коммуникации и связи.
      20. Документально оформлять результаты работы диспетчерской службы.
      21. Анализировать отчеты.
      22. Вести отчетную документацию по периодической проверке профессиональной компетенции подчиненного персонала.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Внутренние положения и инструкции о порядке организации перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, оперативного управления перевозочным процессом.
      3. Методические материалы по вопросам планирования и оперативного управления транспортными процессами.
      4. Организация производственного планирования и диспетчирования на предприятии.
      5. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      6. Специализация подразделений предприятия и производственные связи между ними.
      7. Номенклатура и виды выполняемых работ (услуг).
      8. Организация работы складов, перегрузочных комплексов, выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
      9. Требования, предъявляемые к порядку подготовки и подтверждения квалификации подчиненного персонала.
      10. Порядок функционирования кадровой службы предприятия, образовательных организаций (учебных центров).
      11. Основы организации непрерывного обучения на предприятии.
      12. Механизмы стимулирования работников и повышения их квалификации.
      13. Средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникаций и связи.
      14. Назначение и принцип работы системы диспетчерского контроля, входящего в ее состав оборудования.
      15. Современные способы мониторинга и контроля работы транспорта, мониторинга условий и особенностей перевозок на маршрутах, базирующиеся на использовании современного оборудования и приборов учета, системах спутникового мониторинга и пр.
      16. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты.
      17. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
      18. Порядок ведения диспетчерских журналов и другой технической документации.
      19. Правила составления отчетной документации.
      20. Порядок оформления документации на проведение подготовки и/или проверки профессиональной компетенции сотрудников.

Квалификационный уровень по ОРК: 5

Требования к личностным компетенциям: Способность принимать решения Коммуникабельность Ответственность Системное мышление Стрессоустойчивость

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Старший диспетчер на транспорте. КС, утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м. Главный диспетчер.

Уровень образования: Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена) и практический опыт работы

Специальность: 1201000 Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта 1202000 Организация перевозок и управление движением на транспорте (по отраслям)

Квалификация: 120102 3 Диспетчер автомобильного транспорта 120114 4 Прикладной бакалавр технического обслуживания, ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта 120206 3 Техник