Профессия:
«Начальник диспетчерской службы»
Трудовые функции:
-
Контроль за работой диспетчерской службы
Задачи:
-
Информирование руководства и/или аналогичной службы более высокого уровня управления (центральной диспетчерской службы) о результатах работы диспетчерской службы
Умения:
- Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникации, связи.
- Анализировать информацию о приемке, передаче и выполнении заявок по организации перевозок.
- Документально оформлять результаты проводимых проверок, анализа исполнения поступивших заявок, принимать оперативные меры в необходимых случаях.
- Информировать руководство и/или аналогичную службу более высокого уровня управления (центральную диспетчерскую службу) о результатах работы подчиненной службы.
- Оперативно информировать об исполнении заявок по организации перевозок.
Знания:
- Нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования, оперативного управления, организации работы диспетчерских служб.
- Организационная структура предприятия.
- Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
- Виды выполняемых работ (услуг).
- Система организации и механизации диспетчерской службы.
- Порядок ведения отчетной документации.
-
Контроль выполнения должностных обязанностей, производственных инструкций, правил по охране труда сотрудниками диспетчерской службы
Умения:
- Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы должностных инструкций, нормативных документов.
- Осуществлять мониторинг реализации производственных инструкций, правил по охране труда.
- Анализировать информацию о приемке, передаче и выполнении заявок по организации перевозок.
- Организовывать работу коллектива сотрудников.
- Формулировать цели и задачи предприятия в области обеспечения безопасных условий труда для подчиненных работников.
- Документально оформлять результаты проводимых проверок, принимать оперативные меры в необходимых случаях.
Знания:
- Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
- Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
- Виды выполняемых работ (услуг).
- Система организации и механизации диспетчерской службы.
- Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
- Порядок ведения отчетной документации.
-
Мониторинг и контроль выполнения работ
Умения:
- Организовывать работу коллектива сотрудников.
- Контролировать выполнение сотрудниками диспетчерской службы сменно-суточных заданий, календарных планов, производственных программ.
- Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники и связи.
- Документально оформлять результаты работы диспетчерской службы.
Знания:
- Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
- Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
- Система планирования, принятая на предприятии.
- Стратегические, текущие и оперативные планы предприятия, транспортного подразделения, диспетчерской службы.
- Система организации и механизации диспетчерской службы.
- Назначение и принцип работы системы диспетчерского контроля, оборудования диспетчерской службы.
- Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
- Порядок ведения отчетной документации.
-
Организация обеспечения деятельности диспетчерской службы
Задачи:
-
Кадровое обеспечение диспетчерской службы
Умения:
- Анализировать резюме кандидата и оценивать его соответствие профилю должности.
- Проводить собеседование с использованием средств связи и лично.
- Осуществлять профессиональную и личностную оценку кандидатов с использованием соответствующих инструментов.
- Устно и письменно общаться с кандидатами.
Знания:
- Основы трудового законодательства РК.
- Система организации труда на предприятии.
- Организационная структура предприятия.
- Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
- Виды выполняемых работ (услуг).
- Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
- Порядок ведения отчетной документации.
-
Материальное обеспечение диспетчерской службы
Умения:
- Анализировать и прогнозировать потребности службы в материалах, оборудовании.
- Определять необходимые затраты на потребности службы.
- Планировать состав, рациональное размещение оборудования диспетчерской службы.
- Организовывать и контролировать использование оборудования диспетчерской службы, его техническое обслуживание.
- Использовать средства вычислительной техники, оргтехники и связи.
Знания:
- Нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования, оперативного управления, организации работы диспетчерских служб.
- Положение о диспетчерской службе.
- Методы производственного планирования.
- Виды, назначение и порядок применения оборудования системы диспетчерского контроля.
- Основы информационных технологий.
-
Управление диспетчерской службой
Задачи:
-
Обеспечение диспетчеров нормативной и технической документацией, инструктивно-методическими материалами, расходными материалами
Умения:
- Определять потребность диспетчерской службы в нормативной и технической документации, методических материалах.
- Разрабатывать внутреннюю документацию, включая должностные и производственные (рабочие) инструкции, методические документы.
- Определять потребность в расходных материалах.
- Проводить организационные мероприятия по обеспечению сотрудников необходимой нормативной и технической документацией, инструктивно-методическими материалами.
- Проводить организационные мероприятия по обеспечению диспетчерской службы расходными материалами.
- Планировать деятельность коллектива.
- Использовать в работе нормативную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
Знания:
- Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
- Внутренние положения и инструкции о порядке организации перевозок и оперативного управления перевозочным процессом.
- Методические материалы по вопросам планирования и оперативного управления транспортными процессами.
- Система организации и механизации диспетчерской службы.
- Виды выполняемых работ (услуг).
- Нормы расходов материалов.
- Основы экономики, организации производства, труда и управления.
-
Организация работы сотрудников диспетчерской службы
Умения:
- Разрабатывать положение о подразделении (службе), должностные и производственные (рабочие) инструкции.
- Проводить диспетчерские совещания.
- Формировать график работы сотрудников и отслеживать его исполнение.
- Проводить анализ соблюдения графика работы сотрудниками диспетчерской службы и обеспечивать полную загрузку персонала.
- Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы должностных и производственных (рабочих) инструкций.
- Проводить анализ эффективности работы сотрудников диспетчерской службы.
- Формировать отчетную документацию.
Знания:
- Организация производственного планирования и диспетчирования на предприятии.
- Внутренние положения и инструкции о порядке организации перевозок и оперативного управления перевозочным процессом.
- Система организации и механизации диспетчерской службы.
- Виды выполняемых работ (услуг).
- Порядок формирования графиков работ.
- Внутренние документы предприятия, должностные и производственные (рабочие) инструкции.
- Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.
- Основы экономики, организации производства, труда и управления.
-
Подготовка предложений о мерах поощрения и взыскания сотрудников диспетчерской службы
Умения:
- Вести отчетную документацию по периодической проверке профессиональной компетенции подчиненного персонала.
- Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы должностных инструкций, нормативных документов.
- Проводить анализ соблюдения сотрудниками диспетчерской службы графиков работы, сменно-суточных заданий, календарных планов, производственных программ.
- Анализировать эффективность работы сотрудников диспетчерской службы, затраты рабочего времени.
- Рассчитывать основные нормы труда.
- Рассчитывать часовую, дневную и годовую производительность труда.
- Готовить предложения о мерах поощрения и взыскания.
- Проводить организационные мероприятия по работе с персоналом.
- Использовать в работе нормативную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
Знания:
- Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
- Внутренние положения и инструкции по труду.
- Система организации и механизации диспетчерской службы.
- Система организации труда на предприятии.
- Виды выполняемых работ (услуг).
- Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
- Основы экономики, организации производства, труда и управления.
-
Руководство работой диспетчерской службы
Умения:
- Придерживаться руководящих принципов, стандартов предприятия.
- Организовывать работу диспетчерской службы, ответственную приемку и сдачу смен.
- Планировать деятельность диспетчерской службы.
- Планировать транспортные операции.
- Организовывать и поддерживать оперативную связь с другими службами, транспортными, ремонтными подразделениями предприятия.
- Проводить анализ и оценку рисков.
- Выполнять несколько задач одновременно.
- Обеспечивать соблюдение нормативных требований в деятельности диспетчерской службы.
- Минимизировать затраты на транспортные, погрузочно-разгрузочные операции.
- Организовывать работу сотрудников.
- Планировать деятельность коллектива.
- Решать проблемы, возникающие при планировании, организации работы, управлении диспетчерской службой, персоналом.
- Организовывать обучение, проведение инструктажей, проверок знаний по охране труда, промышленной, пожарной безопасности сотрудников.
- Применять нормативную и техническую документацию, устанавливающую требования, порядок получения и подтверждения квалификации и компетенции для подчиненного персонала.
- Взаимодействовать с системой внутреннего обучения персонала и/или внешними сторонами по вопросам организации обучения и аттестации персонала.
- Контролировать обеспечение подразделений предприятия необходимыми материалами, оборудованием.
- Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники, связи.
- Использовать диспетчерскую навигационную систему.
- Использовать эксплуатационную документацию на оборудование, средства коммуникации и связи.
- Документально оформлять результаты работы диспетчерской службы.
- Анализировать отчеты.
- Вести отчетную документацию по периодической проверке профессиональной компетенции подчиненного персонала.
Знания:
- Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
- Внутренние положения и инструкции о порядке организации перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, оперативного управления перевозочным процессом.
- Методические материалы по вопросам планирования и оперативного управления транспортными процессами.
- Организация производственного планирования и диспетчирования на предприятии.
- Система организации и механизации диспетчерской службы.
- Специализация подразделений предприятия и производственные связи между ними.
- Номенклатура и виды выполняемых работ (услуг).
- Организация работы складов, перегрузочных комплексов, выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
- Требования, предъявляемые к порядку подготовки и подтверждения квалификации подчиненного персонала.
- Порядок функционирования кадровой службы предприятия, образовательных организаций (учебных центров).
- Основы организации непрерывного обучения на предприятии.
- Механизмы стимулирования работников и повышения их квалификации.
- Средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникаций и связи.
- Назначение и принцип работы системы диспетчерского контроля, входящего в ее состав оборудования.
- Современные способы мониторинга и контроля работы транспорта, мониторинга условий и особенностей перевозок на маршрутах, базирующиеся на использовании современного оборудования и приборов учета, системах спутникового мониторинга и пр.
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты.
- Основы экономики, организации производства, труда и управления.
- Порядок ведения диспетчерских журналов и другой технической документации.
- Правила составления отчетной документации.
- Порядок оформления документации на проведение подготовки и/или проверки профессиональной компетенции сотрудников.
Квалификационный уровень по ОРК:
5
Требования к личностным компетенциям:
Способность принимать решения
Коммуникабельность
Ответственность
Системное мышление
Стрессоустойчивость
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий:
4 Старший диспетчер на транспорте. КС, утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м. Главный диспетчер.
Уровень образования:
Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена) и практический опыт работы
Специальность:
1201000 Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта 1202000 Организация перевозок и управление движением на транспорте (по отраслям)
Квалификация:
120102 3 Диспетчер автомобильного транспорта 120114 4 Прикладной бакалавр технического обслуживания, ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта 120206 3 Техник