Профессия:
«Старший диспетчер на транспорте»
Трудовые функции:
  1. Обеспечение диспетчерского руководства движением транспорта
    Задачи:
    1. Оперативное информирование заказчика, руководителя службы и/или аналогичной службы более высокого уровня управления о результатах транспортной работы
      Умения:
      1. Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники, связи.
      2. Пользоваться диспетчерской навигационной системой.
      3. Получать и передавать оперативную информацию с помощью средств коммуникации и связи.
      4. Информировать заказчика, руководителя и/или аналогичную службу более высокого уровня управления о ходе перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, нарушениях сменно-суточных заданий, планов, программ, неисполнении заявок на перевозки.
      Знания:
      1. Основные нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок дорожного движения, транспортирования, погрузки-разгрузки, приемки грузов и предоставления сервисных услуг.
      2. Внутреннее положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
      3. Виды выполняемых работ (услуг).
      4. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      5. Способы обмена информацией с представителями заказчика, руководителем службы и/или аналогичной службой более высокого уровня управления.
      6. Порядок ведения отчетной документации.
    2. Организация и регулирование выполнения сменного плана и задания по перевозкам
      Умения:
      1. Производить расчет потребности в подвижном составе.
      2. Разрабатывать сменно-суточный план работы.
      3. Составлять графики выпуска и возврата подвижного состава.
      4. Формировать разнарядку транспорта по объектам на основе графика выпуска и сменно-суточного плана.
      5. Проводить инструктаж водителей транспортных средств об условиях заданий и особенностях маршрутов, составлять график их работы.
      6. Контролировать своевременность выхода транспорта на линию.
      7. Участвовать в расследовании всех случаев нарушений транспортных процессов и недостачи грузов.
      8. Проводить анализ выполнения сменно-суточных планов.
      9. Составлять оперативные сводки о результатах работы подвижного состава, о результатах работы диспетчерской службы.
      10. Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники, связи.
      11. Использовать диспетчерскую навигационную систему.
      Знания:
      1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила транспортирования, погрузки-разгрузки, приемки, складирования, хранения грузов и предоставления сервисных услуг.
      2. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности.
      3. Организация работы складов, перегрузочных комплексов, выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
      4. Организация производственного планирования и диспетчирования на предприятии.
      5. Виды выполняемых работ (услуг).
      6. Основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок.
      7. Правила технической эксплуатации подвижного состава.
      8. Современные способы мониторинга и контроля работы транспорта, мониторинга условий и особенностей перевозок на маршрутах, базирующиеся на использовании современного оборудования и приборов учета, системах спутникового мониторинга и пр.
      9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты.
      10. Внутренние положения и инструкции о порядке организации перевозок и оперативного управления перевозочным процессом.
      11. Средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникации и связи.
      12. Порядок ведения отчетной документации.
  2. Организационная подготовка работы диспетчерской службы
    Задачи:
    1. Контроль соблюдения сотрудниками диспетчерской службы производственных инструкций, выполнения сменно-суточных заданий, календарных планов, производственных программ
      Умения:
      1. Контролировать выполнение сотрудниками диспетчерской службы сменно-суточных заданий, календарных планов, производственных программ.
      2. Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы производственных инструкций.
      3. Анализировать информацию о приемке, передаче и выполнении заявок на организацию перевозок.
      4. Документально оформлять результаты проводимых проверок, принимать оперативные меры в необходимых случаях.
      5. Использовать средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникации и связи.
      6. Использовать в работе нормативную, эксплуатационную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
      7. Документально оформлять результаты работы диспетчерской службы.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Перечень и содержание нормативной технической документации, служебной документации, инструктивно-методических материалов.
      3. Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
      4. Тип, назначение и принцип работы системы диспетчерского контроля, эксплуатируемой диспетчерской службой.
      5. Основы организации труда и управления персоналом.
      6. Возможности программного обеспечения системы диспетчерского контроля, приемы работы в программе.
      7. Порядок приема и контроля выполнения заявок на перевозки грузов.
      8. Порядок ведения отчетной документации.
    2. Обеспечение сотрудников диспетчерской службы нормативной и технической документацией, инструктивно-методическими материалами, расходными материалами
      Умения:
      1. Определять потребность диспетчерской службы в нормативной и технической документации, методических материалах.
      2. Проводить организационные мероприятия по обеспечению сотрудников необходимой нормативной и технической документацией, инструктивно-методическими материалами.
      3. Проводить организационные мероприятия по обеспечению диспетчерской службы расходными материалами.
      4. Использовать в работе нормативную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Методические материалы по вопросам планирования и оперативного управления транспортными процессами.
      3. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      4. Виды выполняемых работ (услуг).
      5. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
      6. Порядок ведения диспетчерских журналов и другой технической документации.
    3. Организация работы сотрудников диспетчерской службы
      Умения:
      1. Придерживаться руководящих принципов, стандартов предприятия.
      2. Организовывать работу подчиненных (смен).
      3. Планировать деятельность подчиненных (смен).
      4. Планировать транспортные операции.
      5. Поддерживать оперативную связь с другими службами, транспортными, ремонтными подразделениями предприятия.
      6. Выполнять несколько задач одновременно.
      7. Обеспечивать соблюдение нормативных требований в деятельности диспетчерской службы.
      8. Контролировать обеспечение подразделения необходимыми материалами, оборудованием.
      9. Использовать средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникаций и связи.
      10. Использовать в работе нормативную, эксплуатационную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
      11. Документально оформлять результаты работы персонала (смены).
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Перечень и содержание нормативной технической документации, служебной документации, инструктивно-методических материалов по вопросам организации перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, диспетчеризации.
      3. Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
      4. Организация производственного планирования и диспетчирования на предприятии.
      5. Специализация подразделений предприятия и производственные связи между ними.
      6. Номенклатура и виды выполняемых работ.
      7. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      8. Виды выполняемых работ (услуг).
      9. Организация работы складов, перегрузочных комплексов, выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
      10. Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.
      11. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
      12. Порядок ведения диспетчерских журналов и другой технической документации.
    4. Осуществление контроля за соблюдением норм технического обслуживания оборудования системы диспетчерского контроля
      Умения:
      1. Использовать оборудование диспетчерского пульта, диспетчерской навигационной системы, средства вычислительной техники, оргтехники, связи.
      2. Контролировать соблюдение норм, сроков выполнения технического обслуживания оборудования системы диспетчерского контроля.
      3. Оформлять результаты контроля, заявки на ремонт оборудования, заявки на приобретение нового оборудования.
      4. Взаимодействовать с дежурным персоналом, обслуживающим оборудование.
      Знания:
      1. Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы, персонала, обслуживающего оборудование системы диспетчерского контроля.
      2. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      3. Назначение и принцип работы оборудования системы диспетчерского контроля.
      4. Порядок технического обслуживания оборудования системы диспетчерского контроля, подачи заявок на ремонт, на приобретение нового оборудования.
      5. Порядок ведения отчетной документации.
    5. Подготовка предложений о мерах поощрения и взыскания сотрудников диспетчерской службы
      Умения:
      1. Вести отчетную документацию по периодической проверке профессиональной компетенции подчиненного персонала.
      2. Проводить анализ соблюдения сотрудниками диспетчерской службы графиков работы, сменно-суточных заданий, календарных планов, производственных программ.
      3. Контролировать соблюдение сотрудниками диспетчерской службы должностных инструкций, нормативных документов.
      4. Готовить предложения о мерах поощрения и взыскания.
      5. Применять нормативную и техническую документацию, устанавливающую требования, порядок получения и подтверждения квалификации и компетенции для подчиненного персонала.
      6. Использовать в работе нормативную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Внутренние положения и инструкции по труду.
      3. Система организации и механизации диспетчерской службы.
      4. Должностные инструкции сотрудников диспетчерской службы.
      5. Система организации труда на предприятии.
      6. Виды выполняемых работ (услуг).
      7. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
      8. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
    6. Составление графиков работы сотрудников диспетчерской службы
      Умения:
      1. Планировать деятельность коллектива.
      2. Составлять графики работы сотрудников диспетчерской службы.
      3. Использовать в работе нормативную документацию, положение о диспетчерской службе.
      4. Проводить организационные мероприятия по работе с персоналом.
      5. Использовать средства вычислительной техники, оргтехники, коммуникаций и связи.
      Знания:
      1. Основные законодательные и иные нормативные правовые акты РК в области социальных и трудовых отношений, организации работы диспетчерских служб.
      2. Перечень и содержание нормативной технической документации, служебной документации, инструктивно-методических материалов.
      3. Внутреннее положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность сотрудников диспетчерской службы.
      4. Основы организации труда и управления персоналом.
  3. Организация совместных действий с оперативными и экстренными службами, местными исполнительными органами при возникновении аварийных или других чрезвычайных ситуаций
    Задачи:
    1. Привлечение в необходимых случаях персонала диспетчерской службы для оказания содействия оперативным и экстренным службам
      Умения:
      1. Организовывать деятельность подчиненного персонала.
      2. Осуществлять эффективные коммуникации с соответствующими представителями оперативных и экстренных служб, органов местной исполнительной власти, аналогичной службой более высокого уровня управления.
      3. Обеспечивать управление работой транспорта при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
      4. Использовать в работе нормативную и техническую документацию, положение о диспетчерской службе.
      5. Документально оформлять результаты предпринятых мер при организации совместных действий с организациями, службами, органами.
      6. Использовать оборудование диспетчерского пульта, средства вычислительной техники, оргтехники, связи.
      7. Пользоваться диспетчерской навигационной системой.
      8. Получать и передавать оперативную информацию с помощью средств коммуникации и связи.
      Знания:
      1. Основные нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок действия в чрезвычайных ситуациях, вопросы промышленной безопасности, противопожарной защиты, правила перевозки, погрузки-разгрузки грузов.
      2. Способы обмена информацией с представителями оперативных и экстренных служб, органов местной исполнительной власти, аналогичной службой более высокого уровня управления.
      3. Порядок оформления предпринимаемых действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
      4. Основы организации городского хозяйства.
      5. Должностные инструкции подчиненных работников.
      6. Порядок действий диспетчерской службы при возникновении чрезвычайных ситуаций.
      7. Положение о диспетчерской службе, обязанности, права и ответственность диспетчеров.
      8. Назначение и принцип работы системы диспетчерского контроля.
      9. Порядок ведения отчетной документации.

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Способность принимать решения Ответственность Компетентность Системное мышление Стрессоустойчивость

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 5 Начальник диспетчерской службы. 3.2 Диспетчер на транспорте. КС, утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м. Диспетчер.

Уровень образования: Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена) и практический опыт работы и/или профессиональная подготовка по установленной программе

Специальность: 1201000 Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта 1202000 Организация перевозок и управление движением на транспорте (по отраслям)

Квалификация: 120102 3 Диспетчер автомобильного транспорта 120114 4 Прикладной бакалавр технического обслуживания, ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта 120206 3 Техник