Профессиональный стандарт:
«Обеспечение практической подготовки авиационного персонала»
Включает общие критерии, характерные для осуществления специализированной деятельности, направленной на профессиональную подготовку и квалификационное соответствие авиационного персонала, участвующего в процессах пассажирских и грузовых перевозок по воздуху.
Регистрационный номер стандарта:
Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД
  • 51 Деятельность воздушного транспорта
  • 51.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию
  • 51.10.2 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию
  • 51.2 Деятельность воздушного грузового транспорта и космического транспорта
  • 51.21 Деятельность грузового воздушного транспорта
  • 51.21.1 Деятельность грузового воздушного транспорта, подчиняющего расписанию
  • 51.21.2 Деятельность грузового воздушного транспорта, не подчиняющего расписанию
  • H Транспорт и складирование

Перечень карточек профессий:
Глоссарий В настоящем профессиональном стандарте применяются специальные термины и определения.

Номер версии и год выпуска:Версия 1, 2019 год

Запланированная дата пересмотра:31.12.2022

Разработано: Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»
Исполнитель / руководитель проекта: Абсатов Е.С. Контактные данные исполнителя: 8 (7172) 60-04-38, 60-04-40, info@kazlogistics.kz, statsurina@kazlogistics.kz

Экспертиза предоставлена:
  • АО «Академия Гражданской Авиации»
  • АО «Авиакомпания «SCAT» Авиационный учебный центр
  • ТОО «Каспиан Рэйдио Сервисес»
  • РГП на ПХВ «Казаэронавигация» Комитета Гражданской Авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
  • Международный аэропорт Астана «Нурсултан Назарбаев» ТОО «CASL»
Профессия:
«Инструктор практической подготовки»
Трудовые функции:
  1. Обеспечение безопасных условий
    Задачи:
    1. Вмешательство в процесс, когда этого требуют интересы безопасности
      Умения:
      1. Безопасно передавать управление воз-душным судном или оборудованием.
      2. Своевременно и надлежаще вмешиваться в процесс на должном уровне, когда этого требуют интересы безопасности (например, устно или путем принятия управления на себя).
      3. Возобновлять подготовку в возможные кратчайшие сроки (после вмешательства для целей безопасности).
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимого обучения.
      3. Установленные эксплуатационные проце-дуры и правила.
      4. Установленные правила и инструкции по обеспечению безопасности.
      5. Программа и содержание стажировки.
    2. Обеспечение безопасных условий для проведения практической подготовки
      Умения:
      1. Обеспечивать соответствие необходимого оборудования установленным требованиям безопасности.
      2. Информировать о процедурах эвакуации.
      3. Обеспечивать безопасные эксплуатационные условия (например, для ВС: метеоусловия, топливо и т.д.).
      4. Выявлять и устранять опасные факторы.
      5. Создавать надлежащие безопасные условия обучения.
      6. Выявлять и принимать надлежащие меры по предотвращению физического или психологического стресса.
      7. Работать слаженно и согласованно с другими специалистами, понимая потребности и специфику их работы и учитывая их пожелания в своей работе.
      8. Понимать свою роль в общей структуре профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные правила безопасности.
      4. Программа и содержание стажировки.
  2. Организация процесса подготовки
    Задачи:
    1. Демонстрирование эффективных навыков представления учебных материала
      Умения:
      1. Стимулировать и поддерживать интерес стажеров к подготовке.
      2. Обеспечивать надлежащую последователь-ность учебного материала и темпов его прохождения.
      3. Эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникации.
      4. Демонстрировать эффективные навыки опроса.
      5. Активно выслушивать и правильно интерпретировать невербальные сообщения.
      6. Задавать надлежащие вопросы для стимулирования обучения или подтверждения правильности понимания.
      7. Правильно и адекватно отвечать на вопросы.
      8. Обеспечивать содержательность занятий путем опроса, переадресации вопросов, обеспечения сбалансированного участия и т. д.
      9. Структурировать учебный материал за счет приемов подтверждения понимания, перефразирования, обобщения и т.д.
      10. Обеспечивать реалистический подход при использовании имитации ситуаций.
      11. Обеспечивать проведение инструктажа и разбора.
      12. Осуществлять мониторинг, необходимые корректирующие действия и вмешательство.
      13. Осознавать влияние человеческого фактора в процессе подготовки.
      14. Прививать стажером всестороннее понимание и осознание важности учета влияния человеческого фактора в эксплуатационной деятельности.
      15. Использовать эффективные методы межличностного общения.
      Знания:
      1. Предмет стажировки.
      2. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      3. Эксплуатационные процедуры
      4. Программа и содержание стажировки.
    2. Завоевание и поддержание доверия
      Умения:
      1. Демонстрировать образцовое поведение, соответствующее ролевой модели (т. е. инструктор демонстрирует ожидаемое поведение в рамках технической роли, к которой готовится стажер, в соответствии с квалификационными требованиями и связанными с ними знаниями, навыками и установками.
      2. Проверять полномочия (эксплуатационные допуски).
      3. Демонстрировать уважения к требованиям и установленным правилам организации (стандартные эксплуатационные правила, форма одежды, внешний вид, приемлемое личное поведение и т.д.).
      4. Формулировать четкие задачи и разъяснять роли в рамках осуществляемой учебной подготовки или оценки ее результатов.
      5. Создавать и поддержать атмосферу взаимного уважения.
      6. Вести соответствующую документацию по этапам стажировке согласно этапам и установленным процедурам.
      7. Применять процедуры безопасного использования тренажерных устройств и оборудования рабочего места.
      8. Применять процедуры управления факторами риска при подготовке.
      9. Применять процедуры контроля факторов угрозы и ошибок при подготовке.
      10. Применять меры по предотвращению стресса.
      11. Обеспечивать на этапах подготовки условия, при которых у стажера не будет наблюдаться перегруженность.
      12. Сохранять чувство уверенности у стажеров при затруднительных ситуациях.
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные эксплуатационные процеду-ры и правила.
      4. Программа и содержание стажировки.
    3. Распределение времени
      Умения:
      1. Надлежащим образом распределять время на различные виды деятельности.
      2. Корректировать время, затрачиваемое на различные виды деятельности, с целью обеспечения выполнения поставленных задач.
      3. Применять планы на случай непре-двиденных обстоятельств в ситуациях, когда те или иные виды деятельности должны быть отменены, сокращены или заменены (например, влияние метеоусловий, исправность оборудования, возможность реализации сценариев и т.п.).
      4. Определять, составлять и выбирать необходимые упражнения (тренажерной подготовки, стажировки и т.п.).
      5. Обеспечивать применение в подготовке действующих эксплуатационных процедур.
      Знания:
      1. Основы Time-менеджмента.
      2. Область, в которой будут проводиться занятия.
      3. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      4. Программа и содержание стажировки.
  3. Осуществляение руководства стажерами
    Задачи:
    1. Работа со стажерами
      Умения:
      1. Демонстрировать осведомленность обо всех заметных проявлениях готовности стажеров к обучению (насколько это возможно).
      2. Проявлять гибкость и поддерживать достигнутые стажерами результаты и их потребности в подготовке.
      3. Устанавливать надлежащие взаимоотно-шения со стажерами.
      4. Развивать и поддерживать мотивацию стажеров.
      5. Обеспечивать условия для развития процессов принятия решения стажерами.
      Знания:
      1. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      2. Эксплуатационные процедуры.
      3. Программа и содержание стажировки.
    2. Установка контакта со стажерами для их обучения.
      Умения:
      1. Идентифицировать личные качества и демонстрировать осведомленность об обучаемых (опыт, язык, культура).
      2. Определять потребности в обучении.
      3. Демонстрировать осведомленность о стилях обучения.
      4. Выбирать учебные материалы и методы обучения и, при необходимости, вносить в них изменения.
      5. Определять готовность стажера к практической подготовке.
      Знания:
      1. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      2. Методы оценки компетенций.
      3. Эксплуатационные процедуры.
      4. Программа и содержание стажировки.
  4. Оценка результатов подготовки стажеров
    Задачи:
    1. Обеспечение четкой обратной связи с принятием мер по замечаниям
      Умения:
      1. Обеспечивать полное понимание стажером результатов оценки.
      2. Принимать надлежащие корректирующие действия.
      3. Обеспечивать позитивную поддержку.
      4. Поощрять взаимопомощь.
      5. Разрабатывать и согласовывать планы по улучшению результатов или устранению недостатков.
      6. Использовать в соответствующих случаях методику, содействующую подготовке.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы методики содействия подго-товке.
      3. Программа и содержание стажировки.
      4. Эксплуатационные процедуры.
    2. Проведение объективных оценок
      Умения:
      1. Сравнивать достигнутые стажером резуль-таты с заданными целями.
      2. Справедливо и последовательно применять стандарты эффективности.
      3. Обеспечивать достижение определенного уровня знаний и навыков, при котором достигается надлежащий уровень безопасности полетов.
      4. Наблюдать за проведением стажерами самооценки достигнутых результатов в сравнении со стандартами эффективности и поощрять ее.
      5. Конфиденциально принимать решения по результатам выполнения задачи стажером.
      Знания:
      1. Методы оценки компетенций.
      2. Принципы квалификационной подготовки.
      3. Программа и содержание стажировки.
      4. Эксплуатационные процедуры.
    3. Разработка методов оценки
      Умения:
      1. Выбирать надлежащие события и виды деятельности, в рамках которых будет вестись наблюдение за эффективностью действий стажера.
      2. Разъяснять стажеру процесс и правила оценивания.
      3. Информировать стажеров о критериях, на основе которых будет проводиться оценка эффективности их действий.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций.
      2. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      3. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      4. Установленные эксплуатационные процеду-ры и правила.
      5. Программа и содержание стажировки.
    4. Слежение за эффективностью действий стажера в ходе подготовки
      Умения:
      1. Наблюдать за поведением стажеров.
      2. Правильно интерпретировать внешнее поведение и высказывать необходимые замечания.
      3. Предоставлять стажеру возможность своевременно исправиться.
      4. Выявлять индивидуальные особенности в темпах усвоения учебного материала.
      5. Использовать эффективные методы разрешения конфликтов.
      6. Обеспечивать строгое и своевременное выполнение эксплуатационных процедур.
      Знания:
      1. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      2. Методы оценки компетенций.
      3. Программа и содержание стажировки.
      4. Эксплуатационные процедуры.
    5. Составление отчетов о подготовке и ее результатах
      Умения:
      1. Вести надлежащие и адекватные учетные данные о подготовке и ее результатах.
      2. Представлять четкие и точные отчеты о достигнутых стажером результатах на основе только наблюдаемого поведения, отражающего знания, навыки и установки.
      3. Осуществлять контроль за реализацией корректирующих действий.
      4. Представлять доклады о выявленных потенциалах обучения в рамках системы подготовки в целях усовершенствования процесса.
      5. Соблюдать конфиденциальность.
      6. Использовать эффективную обратную связь при оценке результатов подготовки стажера.
      Знания:
      1. Программа и содержание стажировки.
      2. Эксплуатационные процедуры.
  5. Оценка эффективности системы подготовки
    Задачи:
    1. Оценка эффективности подготовки или этапа подготовки
      Умения:
      1. Оценивать замечания стажеров по учеб-ному процессу.
      2. Оценивать достижение стажерами конеч-ных целей и задач.
      3. Оценивать влияние имеющихся средств и возможностей на результаты подготовки стажеров.
      4. Оценивать влияние оборудования на результаты подготовки стажеров.
      5. Оценивать влияние учебных материалов на результаты подготовки стажеров.
      6. Оценивать влияние менеджмента на результаты подготовки стажеров
      Знания:
      1. Принципы обеспечения качества.
      2. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      3. Программа и содержание стажировки.
      4. Эксплуатационные процедуры.
    2. Представление информации о результатах оценки подготовки
      Умения:
      1. Излагать системные проблемы безо-пасности.
      2. Излагать неожидаемые результаты.
      3. Излагать факторы, препятствующие пере-даче знаний.
      4. Представлять рекомендации по усовер-шенствованию структуры подготовки и документации.
      5. Представлять рекомендации по усовер-шенствованию средств и возможностей обучения.
      6. Обмениваться информацией с другими инструкторами и руководством организации.
      7. Излагать сильные и/или слабые стороны подготовки.
      Знания:
      1. Принципы обеспечения качества.
      2. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      3. Внутренние правила и регламенты.
      4. Программа и содержание стажировки.
      5. Эксплуатационные процедуры.
    3. Самооценка эффективности своей работы в качестве инструктора
      Умения:
      1. Оценивать навыки коммуникации.
      2. Оценивать навыки представления учебного материала.
      3. Оценивать навыки содействия учебному процессу.
      4. Оценивать использование средств обуче-ния, и учебных материалов.
      5. Характеризовать систему оценки резуль-татов, продемонстрированных стажерами.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы обеспечения качества.
      3. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      4. Программа и содержание стажировки.
      5. Эксплуатационные процедуры.
  6. Постоянное улучшение результатов
    Задачи:
    1. Оценка эффективности
      Умения:
      1. Стимулировать и поощрять представление отзывов о своей работе в качестве инструктора.
      2. Оценивать свою работу в качестве инст-руктора и извлекать уроки из ее результатов.
      3. Активно стремиться получать отзывы о подготовке от стажеров и коллег.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы обеспечения качества.
      3. Программа и содержание стажировки.
      4. Эксплуатационные процедуры.
    2. Постоянное развитие своей личности
      Умения:
      1. Поддерживать требуемую квалификацию.
      2. Стремиться расширять и обновлять соответствующие знания и навыки.
      3. Демонстрировать непрерывное совершенст-вование квалификации инструктора.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы обеспечения качества.
      3. Квалификационные характеристики инст-руктора.
  7. Создание условий для осуществления практической подготовки
    Задачи:
    1. Обеспечение надлежащих средств и оборудования
      Умения:
      1. Обеспечивать распланированность и достаточность необходимых средств для достижения конечных целей подготовки.
      2. Обеспечивать пригодность физических условий для обучения.
      3. Обеспечивать надлежащую среду и условия для выполнения учебных задач.
      4. Обеспечивать пригодность, адекватность и исправность необходимого оборудования.
      5. Обеспечивать выделение надлежащего воздушного пространства для требуемой подготовки, если это применимо.
      Знания:
      1. Принципы организации среды обучения.
      2. Прикладные аспекты преподаваемой дис-циплины, темы, предмета, направления подготовки.
      3. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      4. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      5. Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
      6. Программа и содержание стажировки.
    2. Соблюдение программы подготовки
      Умения:
      1. Разъяснять необходимость в практической подготовке.
      2. Обеспечивать логическую структуру обучения (в тех случаях, когда инструктору необходимо управлять ходом программы).
      3. Обеспечивать реалистический характер и актуальность подготовки.
      4. Обеспечивать конкретность и измеримость поставленных задач.
      5. Обеспечивать реализм при выборе сценариев.
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные эксплуатационные процеду-ры и правила.
      4. Программа и содержание стажировки.

Квалификационный уровень по ОРК: 6

Требования к личностным компетенциям: Умение решать практические задачи при организации, подготовке и проведении занятий со взрослой аудиторией. Применение профессиональных знаний, навыков и умений, полученных при обучении и в процессе профессиональной деятельности. Самостоятельное взаимодействие с участниками других процессов для выбора технологических путей осуществления деятельности. Коммуникативность, самостоятельная работа в различных ситуациях, способность работать индивидуально и в команде. Обращение за помощью и консультацией при возникновении сомнений и вопросов. Решение возможных проблем, конфликтов и принятие своевременных действий. Ответственность за качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Методические и аналитические способности, технический склад ума. Умение планировать деятельность, собственную подготовку и составлять отчетность. Способности к развитию языковых возможностей, обучаемость, коммуникативность, мотивированность к расширению компетенций.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: Умение решать практические задачи при организации, подготовке и проведении занятий со взрослой аудиторией. Применение профессиональных знаний, навыков и умений, полученных при обучении и в процессе профессиональной деятельности. Самостоятельное взаимодействие с участниками других процессов для выбора технологических путей осуществления деятельности. Коммуникативность, самостоятельная работа в различных ситуациях, способность работать индивидуально и в команде. Обращение за помощью и консультацией при возникновении сомнений и вопросов. Решение возможных проблем, конфликтов и принятие своевременных действий. Ответственность за качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Методические и аналитические способности, технический склад ума. Умение планировать деятельность, собственную подготовку и составлять отчетность. Способности к развитию языковых возможностей, обучаемость, коммуникативность, мотивированность к расширению компетенций.

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией;

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет.зования и квалификации

Профессия:
«Экзаменатор практической подготовки»
Трудовые функции:
  1. Проведение квалификационной оценки
    Задачи:
    1. Оценка объективных данных
      Умения:
      1. Обеспечивать достоверность и надежность собранных объективных данных.
      2. Принимать решения по оценке.
      3. Предоставлять кандидату конструктивную информацию о результатах оценки.
      Знания:
      1. Правила определения уровня квалификации авиационного персонала (проведения квалификационного экзамена).
      2. Квалификационные требования, предъяв-ляемые к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала.
      3. Меры безопасности при работе с при-меняемыми видами оборудования и авиационной техники.
      4. Система выдачи свидетельств авиацион-ному персоналу.
      5. Система профессиональной подготовки, стандарты подготовки, принципы разработки тестов и тестовых заданий.
    2. Представление отчета о принятой оценке
      Умения:
      1. Регистрировать результаты оценки.
      2. Предоставлять кандидату, в соответст-вующих случаях, план будущей подготовки.
      3. Анализировать процесс оценки с целью повышения уровня ее достоверности и надежности.
      4. Обрабатывать соответствующую докумен-тацию.
      Знания:
      1. Правила определения уровня квалификации авиационного персонала (проведения квалификационного экзамена).
      2. Квалификационные требования, предъяв-ляемые к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала.
      3. Система выдачи свидетельств авиацион-ному персоналу.
    3. Сбор объективных данных
      Умения:
      1. Устанавливать рабочие взаимоотношения с кандидатом.
      2. Интерпретировать квалификационные стандарты.
      3. Применять методики и приемы оценки.
      Знания:
      1. Правила определения уровня квалификации авиационного персонала (проведения квалификационного экзамена).
      2. Квалификационные требования, предъяв-ляемые к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала.
      3. Меры безопасности при работе с применяемыми видами оборудования и авиационной техники.
      4. Система выдачи свидетельств авиа-ционному персоналу.
      5. Система профессиональной подготовки, стандарты подготовки, принципы разработки тестов и тестовых заданий разработки тестов.

Квалификационный уровень по ОРК: 6

Требования к личностным компетенциям: Хорошее знание системы выдачи свидетельств, правил, политики и инструктивного материала и уметь применять и толковать их. Отсутствие личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения экзаменов. Наличие соответствующего уровня разрешения для назначенного экзаменационного предмета. Умение пользоваться компьютером на уровне уверенного пользователя. Коммуникативность, ответственность за результаты выполнения, качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Умение решать проблемы, возможные конфликты и принимать своевременные действия. Знание английского языка на предписанном уровне, обучаемость, коммуникативность, мотивированность к развитию.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 6 Инструктор практической подготовки

Уровень образования: Действующий эксплуатационный допуск к самостоятельной работе в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией;

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет.зования и квалификации