Профессиональный стандарт:
«Бортовое обслуживание»
Описание функций, профессиональных задач, умений и знаний  специалистов основного вида деятельности услуг Обслуживание пассажиров и обеспечение безопасности на борту ВС.
Регистрационный номер стандарта:
Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД
  • 51 Деятельность воздушного транспорта
  • 51.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10 Деятельность воздушного пассажирского транспорта
  • 51.10.1 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию
  • 51.10.2 Деятельность воздушного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию
  • 51.2 Деятельность воздушного грузового транспорта и космического транспорта
  • 51.21 Деятельность грузового воздушного транспорта
  • 51.21.1 Деятельность грузового воздушного транспорта, подчиняющего расписанию
  • 51.21.2 Деятельность грузового воздушного транспорта, не подчиняющего расписанию
  • H Транспорт и складирование

Перечень карточек профессий:
Глоссарий В настоящем профессиональном стандарте применяются специальные термины и определения.

Номер версии и год выпуска:Версия 1, 2019 год

Запланированная дата пересмотра:31.12.2022

Разработано: Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»
Исполнитель / руководитель проекта: Абсатов Е.С. Контактные данные исполнителя: 8 (7172) 60-04-38, 60-04-40 info@kazlogistics.kz, statsurina@kazlogistics.kz

Экспертиза предоставлена:
  • АО «Академия Гражданской Авиации»
  • АО «Авиакомпания «SCAT» Авиационный учебный центр
  • ТОО «Каспиан Рэйдио Сервисес»
  • РГП на ПХВ «Казаэронавигация» Комитета Гражданской Авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
  • Международный аэропорт Астана «Нурсултан Назарбаев»
  • ТОО «CASL»
Профессия:
«Бортпроводник воздушный»
Трудовые функции:
  1. Обеспечение безопасности на борту ВС
    Задачи:
    1. Предполетный инструктаж пассажиров
      Умения:
      1. Проводить предполетный инструктаж пассажиров.
      2. Иметь навыки работы с деструктивным поведением пассажиров на борту ВС.
      3. Иметь навыки безопасного пользования электронными приборами на борту ВС.
      4. Выполнять стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, определения способов выполнения поставленных задач.
      5. Использование оборудования и средств обслуживания пассажиров
      Знания:
      1. 1. Обеспечение безопасности на борту ВС.
    2. Проведение аварийно-спасательных работ и оказание доврачебной помощи
      Умения:
      1. Проверять наличия на борту ВС аварийно-спасательного оборудования.
      2. Проверять его исправности и правильного размещения.
      3. Оказывать первую доврачебную помощь.
      4. Проверять наличия и соответствия всей необходимой документации и руководств.
      5. Уметь плавать.
      Знания:
      1. Знание аварийно-спасательного оборудования воздушных судов.
      2. Знание аварийно-спасательных процедур и принципов выживания.
      3. Знание оказания первой доврачебной помощи, авиационной медицины в части касающейся действий бортпроводника.
      4. Знание действий при акте незаконного вмешательства (захват ВС, саботаж, обнаружение на борту ВС взрывчатого устройства и пр.).
      5. Знание обязанностей, ответственности членов экипажа.
      6. Знание приемов обеспечения эффективного взаимодействия в обычных условиях и в аварийных ситуациях.
      7. Знание правил спасательных работ при приводнении ВС на воду.
  2. Предоставление сервиса пассажирам и обслуживание пассажиров
    Задачи:
    1. Обслуживание пассажиров
      Умения:
      1. Использовать буфетно-кухонное оборудование и средства обслуживания пассажиров.
      Знания:
      1. Процедура обслуживания пассажиров, включая особые категории пассажиров (инвалиды, дети, больные, беременные женщины, пассажиры преклонного возраста и пр.).

Код: 5111-1-002

Код группы: 5111-1

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Самостоятельность: самостоятельная работа в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения. Ответственность: за результаты выполнения работ согласно инструкции по бортовому обслуживанию; за свою безопасность и безопасность других. Сложность: решение типовых практических задач; определение способа действий из известных на основе знаний и практического опыта, принятие своевременных решений.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Старший бортпроводник

Уровень образования: ТИПО

Специальность: 1205000 –Управление движением и эксплуатация воздушного транспорта

Квалификация: 120506 -3 Бортпроводник

Профессия:
«Бортоператор»
Трудовые функции:
  1. Наблюдение за целостностью грузов при выполнении полетов
    Задачи:
    1. Выполнения полетов согласно задания на полет и /или эквивалентного документа
      Умения:
      1. Контролировать состояние аварийно-спасательного, аэрофотосъемочного (далее – АФС) оборудования ВС и эксплуатировать его в соответствии с Руководством по летной эксплуатации.
      2. Соблюдать предполетный отдых.
      3. Контролировать количество и размещение загрузки на ВС.
      4. Контролировать санитарное состояние ВС, поддерживать чистоту и порядок в пассажирском салоне и на рабочем месте.
      5. Своевременно докладывать командиру ВС о неисправностях бытового и АФС оборудования.
      6. Обеспечивать соблюдение пассажирами правил поведения на борту ВС, своевременно информировать командира ВС о всех нарушениях этих правил.
      7. Доложить по окончании полета командиру ВС свои замечания и получить оценку своей работы.
      Знания:
      1. Требования руководящих документов НПА РК и международного законодательство по летной деятельности.
      2. Требования РЛЭ ВС.
      3. Техническая инструкция ВС
    2. Проверка целостности упаковки, пломб и маркировки
      Умения:
      1. Согласно центровочного графика ВС по указанию КВС: 1. Принимать/ определять размещения товара на вс. 2. Выбирать товары для совместного размещения на борт ВС. 4. Поддерживать хранение в должном порядке на борту ВС до окончание полета.
      Знания:
      1. Способы и устройства автоматической идентификации грузов и товаров (RFID и др.)
      2. Правила пломбирования и маркировки товаров.
      3. Виды дефектов упаковки.
  2. Организация погрузочно-разгрузочных работ грузов на борт ВС
    Задачи:
    1. Организация своевременной количественной и качественной погрузки, выгрузки и укладки грузов в ВС
      Умения:
      1. Выполнять полеты согласно руководства по летной эксплуатаций по типу ВС в части касающейся бортоператора технического обслуживания ВС.
      2. В соответсвий Руководства лэтной эксплуатаций размешение грузов по разметкам внутри фюзеляжа , распределять массы на летно-технические характеристики воздушного судна.
      3. В аварийных ситуациях действовать согласно технологий взаимодействия (безопасность и выживаемость).
      4. Организовать при выполнения авиационных работ и воздушных перевозок открытие створки трапов, загрузку техники и т.п. на борт ВС, закрепеление техники и грузов на ВС.
      5. Выполнять других специальных обязанностей в штатных и нештатных ситуациях на борту ВС.
      6. Систематизировать погрузочно-разгрузочный процесс с целью эффективного использования технических ресурсов и полезных площадей ВС.
      7. Выявлять и своевременно фиксировать расхождения в количестве мест, наличии вмятин на упаковке, следов доступа, повреждения товара/ порчу товарного вида и прочие видимые нарушения в товаросопроводительных документах оформлять Акты приема товара с представителя грузоотправителя либо заказчика.
      Знания:
      1. Законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, части касающихся выполнения полетов и технического обслуживания.
      2. Влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушного судна.
      3. Возможность человека применительно к бортоператору, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок.
      4. Оборудования воздушных судов.
      5. Аварийные ситуаций - безопасность и выживаемость.
      6. Правила организации авиационных работ и воздушных перевозок.
    2. Проведение аварийно-спасательных работ
      Умения:
      1. Проверять наличия на борту ВС аварийно-спасательного оборудования,
      2. Проверять исправность и правильного размещения.
      3. Проверять наличия и соответствия всей необходимой документации и руководств.
      Знания:
      1. Знание аварийно-спасательного оборудования воздушных судов.
      2. Знание аварийно-спасательных процедур и принципов выживания.
      3. Знание оказания первой доврачебной помощи, авиационной медицины в части касающейся действий бортпроводника.
      4. Знание действий при акте незаконного вмешательства (захват ВС, саботаж, обнаружение на борту ВС взрывчатого устройства и пр.).
      5. Знание обязанностей, ответственности членов экипажа.
      6. Знание приемов обеспечения эффективного взаимодействия в обычных условиях и в аварийных ситуациях.

Квалификационный уровень по ОРК: 3

Требования к личностным компетенциям: Самостоятельность: самостоятельная работа в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения. Ответственность: за результаты выполнения работ согласно инструкции по бортовому обслуживанию; за свою безопасность и безопасность других. Сложность: решение типовых практических задач; определение способа действий из известных на основе знаний и практического опыта, принятие своевременных решений.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Бортпроводник-инструктор

Уровень образования: ТИПО

Специальность: 1205000 – Управление движением и эксплуатация воздушного транспорта

Квалификация: 120504 3 – Техник –механик

Профессия:
«Старший бортпроводник»
Трудовые функции:
  1. Организация работы и руководство бригадой бортпроводников по обеспечению безопасности на борту ВС
    Задачи:
    1. Предполетный инструктаж пассажиров
      Умения:
      1. Организация работы бригады бортпроводников для проведения предполетного инструктажа пассажиров.
      2. Организация работы с деструктивным поведением пассажиров на борту ВС.
      3. Проведение предполетного и послеполетного брифинга с бригадой бортпроводников.
      4. Взаимодействие и координация действий с летным экипажем и бригадой бортпроводников в соотвествии с принципами оптимизации работы экипажа (CRM)
      Знания:
      1. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», в части касающейся выполнения полетов.
      2. Нормы и стандарты международного законодательства.
      3. Руководство по производству полетов для бортпроводников.
      4. Организация перевозок на воздушном транспорте.
      5. Размещение и правила проверки исправности всех видов оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности.
      6. Принципы и порядок пользования электронными приборами на борту ВС.
      7. Влияние включенных электронных приборов на работу бортового радиоэлектронного оборудования.
      8. Процедура взаимодействия с летным экипажем в нормальной и аврийной ситуации.
      9. Обзор авиационных инцидентов и происшествий.
      10. Человеческий фактор и оптимизация работы экипажа (CRM).
      11. Ограничения полетного и рабочего времени и требования к отдыху экипажа.
    2. Проведение аварийно-спасательных работ и оказание доврачебной помощи
      Умения:
      1. Организация работы бригады бортпроводников по проверке наличия на борту ВС аварийно-спасательного оборудования, проверки его исправности и правильного размещения.
      2. Организация работы бригады бортпроводников по оказанию первой доврачебной помощи.
      3. Организация работы бригады бортпроводников по проверке наличия и соответствия всей необходимой документации и руководств.
      4. Умение плавать.
      Знания:
      1. Аварийно-спасательного оборудование воздушных судов.
      2. Аварийно-спасательные процедуры и принципы выживания.
      3. Правила оказания первой доврачебной помощи, авиационной медицины в части касающейся действий бортпроводника.
      4. Действия при акте незаконного вмешательства (захват ВС, саботаж, обнаружение на борту ВС взрывчатого устройства и пр.).
      5. Обязанности, ответственность членов экипажа, приемы обеспечения эффективного взаимодействия в обычных условиях и в аварийных ситуациях.
      6. Правила спасательных работ при приводнении ВС на воду.
  2. Организация работы и руководство бригадой бортпроводников по предоставлению сервиса пассажирам и обслуживание пассажиров
    Задачи:
    1. Обслуживание пассажиров
      Умения:
      1. Организация работы бригады бортпроводников по приему и спользованию буфетно-кухонного оборудования и средств обслуживания пассажиров.
      Знания:
      1. Процедуры обслуживания пассажиров, включая особые категории пассажиров (инвалиды, дети, больные, беременные женщины, пассажиры преклонного возраста и пр.).

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Самостоятельность: исполнительско - управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль, делегирование полномочий. Ответственность: за результаты реализации норм при выполнении работ согласно инструкции по бортовому обслуживанию; постоянная бдительность и готовность действовать при возникновении ситуации, угрожающей безопасности полета или безопасности пассажиров, или экипажа. Сложность: решение различных типовых практических задач, умение решать проблемы и выходить из конфликтов, принятие своевременных решений.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Бортпроводник - инструктор. 4 Бортпроводник (воздушный).

Уровень образования: ТИПО

Специальность: 1205000 –Управление движением и эксплуатация воздушного транспорта

Квалификация: 120506 -3 Бортпроводник

Профессия:
«Бортпроводник-инструктор»
Трудовые функции:
  1. Ведение авиационной рейсовой документация
    Задачи:
    1. Ведение документации
      Умения:
      1. Составлять перспективных годовых и ежеквартальных планов проверок теоретических и практических знаний бортпроводников на земле и в полете.
      2. Составлять планов стажировки и ввода в действие новых бортпроводников и новых созданных бригад.
      3. Осуществлять контроль за содержанием и состоянием справочно-информационного материала на борту ВС, папки бортпроводника.
      4. Разрабатывать технологические карты обслуживания пассажиров в полете за закрепленными рейсами и внесения в них необходимых изменений.
      5. Контролировать наличие и правильное оформление личной документации бортпроводников.
      6. Оформлять по результатам проверки соответствующих документов и навыки разработки мероприятий по повышению профессионального мастерства бортпроводников, составления рекомендаций по формированию новых бригад.
      7. Изучать обобщения и распространения опыта обслуживания пассажиров в полете.
      Знания:
      1. Организация работы бортпроводника-инструктора.
      2. Документы, регулирующие образовательный процесс данного направления описание конфигурации кабины; местоположение, извлечение и использование всего переносного аварийно-спасательного оборудования на борту.
      3. Все стандартные, не стандартные и аварийные процедуры.
      4. Перевозка и управление пассажирами.
      5. Противопожарная подготовка, включающая использование образцов всего противопожарного и дымозащитного оборудования перевозимого на борту.
      6. Процедуры эвакуации, включающие в себя все процедуры эксплуатанта, применимые к подготовленной или неподготовленной эвакуации (приземление/приводнение), а также по необходимости, дополнительные действия, требуемые от членов кабинного экипажа, ответственных за парные двери/выходы и выявление непригодности дверей/выходов или оборудования применимого при эвакуации.
      7. Процедуры, связанные с потерей дееспособности пилотов.
      8. Применимые процедуры и требования авиационной безопасности.
      9. Оптимизация работы экипажа (CRM).
  2. Организация и контроль соблюдения бортпроводниками требований охраны труда и безопасности в рейсовых условиях
    Задачи:
    1. Организация и контроль работы группы бортпроводников по внедрению мер по обеспечению безопасности и высокой культуры обслуживания пассажиров на борту ВС
      Умения:
      1. Проводить подготовку бортпроводников к осенне-зимней и весенне-летней навигации.
      2. Проводить инструктаж по безопасному ведению работ, навыки ведения необходимых записей в летных книжках бортпроводников.
      3. Организовывать работы группы бортпроводников по внедрению мер по обеспечению безопасности и высокой культуры обслуживания пассажиров на борту ВС.
      Знания:
      1. Размещение и правила проверки исправности всех видов оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности.
      2. Принципы и порядок пользования электронными приборами на борту ВС.
      3. Влияние включенных электронных приборов на работу бортового радиоэлектронного оборудования.
      4. Процедуры доклада командиру ВС о любых замеченных отклонениях.
      5. Аварийно-спасательное оборудование воздушных судов.
      6. Аварийно-спасательные процедуры и принципы выживания.
      7. Правила оказания первой доврачебной помощи, авиационной медицины в части касающейся действий бортпроводника; действий при акте незаконного вмешательства (захват ВС, саботаж, обнаружение на борту ВС взрывчатого устройства и пр.).
      8. Обязанности, ответственность членов экипажа, приемы обеспечения эффективного взаимодействия в обычных условиях и в аварийных ситуациях.
      9. Правила спасательных работ при приводнении ВС на воду
  3. Проверка знаний бортпроводников ВС
    Задачи:
    1. Проверка знаний бортпроводников ВС и ввод в строй бортпроводников-стажеров
      Умения:
      1. Проверять в рейсовых условиях знаний бортпроводниками технологии обслуживания пассажиров в полете, правил перевозки пассажиров и груза на ВС, правил пользования электрической, аварийно-спасательным оборудованием ВС.
      2. Оформлять рабочей документации.
      3. Проверять совершенствования теоретической, практической, предварительной и передполетной подготовки бортпроводников, послеполетной разборки.
      4. Проверять умений бортпроводников обслуживать пассажиров, которые требуют особого внимания (детей, больных, стариков и т.д.).
      5. Контролировать знаний бортпроводниками иностранного языка и умения применить их во время обслуживания пассажиров.
      Знания:
      1. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», в части касающейся выполнение полетов.
      2. Нормы и стандарты международного законодательства.
      3. Руководство по производству полетов для бортпроводников.
      4. Организация перевозок на воздушном транспорте.
      5. Процедуры обслуживания пассажиров, включая особые категории пассажиров (инвалиды, дети, больные, беременные женщины, пассажиры преклонного возраста и пр.).
      6. Методики обучения бортпроводников.

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Самостоятельность: исполнительско - управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль, делегирование полномочий. Ответственность: за результаты реализации норм при выполнении работ согласно инструкции по бортовому обслуживанию; постоянная бдительность и готовность действовать при возникновении ситуации, угрожающей безопасности полета или безопасности пассажиров, или экипажа. Сложность: решение различных типовых практических задач, умение решать проблемы и выходить из конфликтов, принятие своевременных решений.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Старший - бортпроводник

Уровень образования: ТИПО

Специальность: 1205000 –Управление движением и эксплуатация воздушного транспорта

Квалификация: 120506 -3 Бортпроводник

Профессия:
«Бортоператор - инструктор»
Трудовые функции:
  1. Ведение авиационной рейсовой документации
    Задачи:
    1. Ведение документации
      Умения:
      1. Составлять перспективные годовые и ежеквартальные планы проверок теоретических и практических знаний бортоператоров на земле и в полете.
      2. Составлять планы стажировки и ввода в действие новых бортоператоров и новых созданных бригад.
      3. Осуществлять контроль за содержанием и состоянием справочно-информационного материала на борту ВС, папки бортоператора.
      4. Разрабатывать технологические карты обслуживания пассажиров в полете за закрепленными рейсами и внесения в них необходимых изменений.
      5. Контролировать наличия и правильного оформления личной документации бортоператоров
      6. Оформлять по результатам проверки соответствующие документы и навыки разработки мероприятий по повышению профессионального мастерства бортоператоров, составление рекомендаций по формированию новых бригад.
      7. Изучать обобщения и распространения опыта обслуживания пассажиров в полете.
      Знания:
      1. Организация работы бортоператора – инструктора.
      2. Документы, регулирующие образовательный процесс данного направления описание конфигурации кабины; местоположение, извлечение и использование всего переносного аварийно-спасательного оборудования на борту.
      3. Все стандартные, не стандартные и аварийные процедуры.
      4. Перевозка и управление пассажирами.
      5. Противопожарная подготовка, включающая использование образцов всего противопожарного и дымозащитного оборудования перевозимого на борту.
      6. Процедуры эвакуации, включающие в себя все процедуры эксплуатанта, применимые к подготовленной или неподготовленной эвакуации (приземление/приводнение), а также по необходимости, дополнительные действия, требуемые от членов кабинного экипажа, ответственных за парные двери/выходы и выявление непригодности дверей/выходов или оборудования применимого при эвакуации.
      7. Процедуры, связанные с потерей дееспособности пилотов.
      8. Применимые процедуры и требования авиационной безопасности.
      9. Оптимизация работы экипажа (CRM).
  2. Организация и контроль соблюдения бортоператоров требований охраны труда и безопасности в рейсовых условиях
    Задачи:
    1. Организация и контроль работы бригады бортоператоров по внедрению мер по обеспечению безопасности на борту ВС
      Умения:
      1. Проводить подготовки бортоператоров к осенне-зимней и весенне-летней навигации и инструктажа по безопасному ведению работ, навыки ведения необходимых записей в летных книжках бортоперраторов.
      2. Организовывать работы группы бортоператоров по внедрению мер по обеспечению безопасности на борту ВС.
      Знания:
      1. Размещение и правила проверки исправности всех видов оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности.
      2. Принципы и порядок пользования электронными приборами на борту ВС.
      3. Влияние включенных электронных приборов на работу бортового радиоэлектронного оборудования.
      4. Процедуры доклада командиру ВС о любых замеченных отклонениях.
      5. Аварийно-спасательное оборудование воздушных судов.
      6. Аварийно-спасательные процедуры и принципы выживания.
      7. Правила оказания первой доврачебной помощи, авиационной медицины в части касающейся действий бортоператора; действий при акте незаконного вмешательства (захват ВС, саботаж, обнаружение на борту ВС взрывчатого устройства и пр.).
      8. Обязанности, ответственность членов экипажа, приемы обеспечения эффективного взаимодействия в обычных условиях и в аварийных ситуациях.
      9. Правила спасательных работ при приводнении ВС на воду.
  3. Проверка знаний бортоператоров ВС
    Задачи:
    1. Проверка знаний бортоператоров ВС и ввод в строй бортоператов -стажеров
      Умения:
      1. Проверять в рейсовых условиях знаний бортоператоров технологии обслуживания пассажиров в полете, правил перевозки пассажиров и груза на ВС, правил пользования электрической, аварийно-спасательным оборудованием ВС.
      2. Оформлять рабочей документации.
      3. Проводить и совершенствовать теоретической, практической, предварительной и предполетной подготовки бортоператоров, послеполетной разборки.
      4. Проводить умений бортоператоров обслуживать пассажиров, которые требуют особого внимания (детей, больных, стариков и т.д.).
      5. Контролировать знаний бортоператоров иностранного языка и умения применить их во время обслуживания пассажиров.
      Знания:
      1. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», в части касающейся выполнение полетов.
      2. Международные законодательства и стандартов.
      3. Руководство по производству полетов для бортоператоров.
      4. Организация перевозок на воздушном транспорте.
      5. Процедуры обслуживания пассажиров, включая особые категории пассажиров (инвалиды, дети, больные, беременные женщины, пассажиры преклонного возраста и пр.).
      6. Методики обучения бортоператоров.

Код: 5111-1-003

Код группы: 5111-1

Квалификационный уровень по ОРК: 4

Требования к личностным компетенциям: Самостоятельность: исполнительско - управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль, делегирование полномочий. Ответственность: за результаты реализации норм при выполнении работ согласно инструкции по бортовому обслуживанию; постоянная бдительность и готовность действовать при возникновении ситуации, угрожающей безопасности полета или безопасности пассажиров или экипажа. Сложность: решение различных типовых практических задач, умение решать проблемы и выходить из конфликтов, принятие своевременных решений.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 4 Бортоператор

Уровень образования: ТИПО

Специальность: 1205000 – Управление движением и эксплуатация воздушного транспорта

Квалификация: 120504 3 – Техник –механик