Профессия:
«Инструктор специальных дисциплин»
Трудовые функции:
  1. Обеспечение безопасных условий
    Задачи:
    1. Вмешательство в процесс, когда этого требуют интересы безопасности
      Умения:
      1. Безопасно передавать управление воздушным судном или оборудованием.
      2. Своевременно и надлежащее вмешиваться в процесс на должном уровне, когда этого требуют интересы безопасности (например, устно или путем принятия управления на себя).
      3. Возобновлять подготовку в возможные кратчайшие сроки (после вмешательства для целей безопасности).
      4. Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
      4. Установленные правила и инструкции по обеспечению безопасности в АУЦ (на производстве).
    2. Обеспечение безопасных условий для проведения занятий
      Умения:
      1. Обеспечить соответствие необходимого обору-дования установленным требованиям безопасности.
      2. Информировать о процедурах эвакуации.
      3. Обеспечивать безопасные эксплуатационные условия (например, для ВС: метеоусловия, топливо и т.д.).
      4. Выявлять и устранять опасные факторы.
      5. Создать надлежащие безопасные условия обучения.
      6. Выявить и принять надлежащие меры по предотвращению физического или психологического стресса.
      7. Работать слаженно и согласованно с другими специалистами, понимая потребности и специфику их работы и учитывая их пожелания в своей работе. Понимать свою роль в общей структуре профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные правила безопасности.
  2. Организация процесса обучения
    Задачи:
    1. Демонстрирование эффективных навыков представления материала и методов обучения
      Умения:
      1. Стимулировать и поддерживать интерес у обучаемых.
      2. Обеспечивать надлежащую последовательность учебного материала и темпов его освоения.
      3. Эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникации с обучаемыми.
      4. Демонстрировать эффективные навыки опроса.
      5. Активно выслушивать и правильно интерпретировать невербальные сообщения.
      6. Задавать надлежащие вопросы для стимулирования обучения или подтверждения правильности понимания.
      7. Правильно и адекватно отвечать на вопросы.
      8. Обеспечивать содержательность занятий путем опроса, переадресации вопросов, обеспечения сбалансированного участия и т. д.
      9. Структурировать учебный материал за счет приемов подтверждения понимания, перефразирования, обобщения и т.д.
      10. Обеспечивать реалистический подход при использовании имитации ситуаций.
      Знания:
      1. Область, в которой будут проводиться занятия.
      2. Педагогические аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      3. Методы обучения и оценки компетенций.
      4. Прикладные аспекты преподаваемой дисцип-лины, темы, предмета, направления подготовки.
      5. Программа и содержание обучения.
    2. Завоевание и поддержание доверия
      Умения:
      1. Демонстрировать соответствие квалификационным требованиям и связанными с ними знаниями, навыками и установками.
      2. Демонстрировать поведение, соответствующее ролевой модели (т. е. инструктор демонстрирует ожидаемое поведение в рамках технической роли, к которой готовится обучаемый, в соответствии с квалификационными требованиями и связанными с ними знаниями, навыками и установками)
      3. Демонстрировать уважения к требованиям и установленным правилам организации (стандартные эксплуатационные правила, форма одежды, внешний вид, приемлемое личное поведение и т.д.).
      4. Формулировать четкие задачи и разъяснять роли в рамках осуществляемой учебной подготовки или оценки ее результатов.
      5. Создавать и поддержать атмосферу взаимного уважения.
      6. Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
      4. Реализуемая программа.
      5. Содержание обучения.
    3. Распределение времени
      Умения:
      1. Надлежащим образом распределять время на различные виды деятельности.
      2. Корректировать время, затрачиваемое на различные виды деятельности, с целью обеспечения выполнения поставленных задач.
      3. Применять планы на случай непредвиденных обстоятельств в ситуациях, когда те или иные виды деятельности должны быть отменены, сокращены или заменены (например, невозможность использования мультимедийных средств из-за проблем с электричеством).
      Знания:
      1. Основы Time-менеджмента.
      2. Область, в которой будут проводиться занятия.
      3. Педагогические аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      4. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      5. Реализуемая программа и содержание обучения.
  3. Оценка курса
    Задачи:
    1. Оценка эффективности курса или этапа курса
      Умения:
      1. Оценивать замечания обучаемых по учебному процессу.
      2. Оценивать достижение обучаемыми конечных целей и задач.
      3. Оценивать влияние учебных материалов, имеющихся средств, оборудования и их возможностей на результаты подготовки.
      4. Оценивать влияние менеджмента учебной организации на результаты подготовки.
      Знания:
      1. Принципы обеспечения качества.
      2. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
    2. Представление информации о результатах оценки курса
      Умения:
      1. Излагать системные проблемы безопасности, сильные и/или слабые стороны курса подготовки.
      2. Излагать неожидаемые результаты и факторы, препятствующие передаче знаний.
      3. Представлять рекомендации по усовершенст-вованию структуры и документации курса, средств и возможностей обучения.
      4. Обмениваться информацией с другими инструк-торами и руководством организации.
      5. Излагать сильные и/или слабые стороны курса подготовки.
      Знания:
      1. Принципы обеспечения качества.
      2. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
      3. Внутренние правила и регламенты.
    3. Самооценка эффективности своей работы в качестве инструктора
      Умения:
      1. Оценивать навыки коммуникации.
      2. Оценивать навыки представления учебного материала.
      3. Оценивать использование средств обучения, и учебных материалов.
      4. Характеризовать систему оценки результатов, продемонстрированных обучаемыми.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы обеспечения качества.
      3. Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
  4. Оценка результатов подготовки
    Задачи:
    1. Наблюдение за эффективностью действий слушателей в ходе подготовки
      Умения:
      1. Наблюдать за поведением обучаемых.
      2. Правильно интерпретировать внешнее поведе-ние и высказывать необходимые замечания.
      3. Предоставлять обучаемым возможность своев-ременно исправиться.
      4. Выявлять индивидуальные различия в темпах усвоения учебного материала.
      Знания:
      1. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      2. Методы оценки компетенций.
    2. Обеспечение четкой обратной связи с принятием мер по замечаниям
      Умения:
      1. Обеспечивать полное понимание обучаемыми результатов оценки.
      2. Принимать надлежащие корректирующие действия.
      3. Обеспечивать позитивную поддержку.
      4. Поощрять взаимопомощь.
      5. Разрабатывать и согласовывать планы по улучшению результатов или устранению недостатков.
      6. Использовать в соответствующих случаях методики, содействующей подготовке.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы обеспечения качества.
    3. Проведение объективных оценок
      Умения:
      1. Сравнивать достигнутые обучаемыми резуль-таты с заданными целями.
      2. Справедливо и последовательно применять стандарты эффективности.
      3. Обеспечивать достижение определенного уровня знаний и навыков.
      4. Наблюдать за проведением обучаемыми самооценки достигнутых результатов в сравнении со стандартами эффективности и поощрять ее.
      5. Конфиденциально принимать решения по результатам выполнения задачи каждым обучаемым.
      Знания:
      1. Методы оценки компетенций.
      2. Принципы квалификационной системы.
    4. Разработка методов оценки
      Умения:
      1. Выбирать надлежащие события и виды деятельности, в рамках которых будет вестись наблюдение за эффективностью действий обучаемых.
      2. Разъяснять обучаемым процесс и правила оценивания.
      3. Информировать обучаемых о критериях, на основе которых будет проводиться оценка эффективности их действий.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций.
      2. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      3. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      4. Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
      5. Реализуемая программа и содержание обучения.
    5. Составление отчетов о подготовке и ее результатах
      Умения:
      1. Вести надлежащие и адекватные записи и учетные данные о подготовке и ее результатах.
      2. Представлять четкие и точные отчеты о достигнутых обучаемыми результатах на основе только наблюдаемого поведения, отражающего знания, навыки и установки.
      3. Осуществлять контроль за реализацией корректирующих действий.
      4. Представлять доклады о выявленных потенциалах обучения в рамках системы подготовки в целях усовершенствования процесса
      5. Соблюдать конфиденциальность.
      Знания:
      1. 1. Принципы обеспечения качества.
  5. Постоянное улучшение результатов
    Задачи:
    1. Постоянное развитие своей личности
      Умения:
      1. Поддерживать требуемую квалификацию.
      2. Стремиться расширять и обновлять соответствующие знания и навыки.
      3. Демонстрировать непрерывное совершенствование квалификации инструктора.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы обеспечения качества.
      3. Квалификационные характеристики инструктора.
    2. Постоянное улучшение результатов
      Умения:
      1. Стимулировать и поощрять представление отзывов о своей работе в качестве инструктора.
      2. Оценивать свою работу в качестве инструктора и извлекать уроки из ее результатов.
      3. Активно стремиться получать отзывы о курсе подготовки от слушателей и коллег.
      Знания:
      1. Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
      2. Принципы обеспечения качества.
      3. Реализуемая программа и содержание обучения.
  6. Создание условий для осуществления подготовки
    Задачи:
    1. Обеспечение надлежащих средств и оборудования
      Умения:
      1. Обеспечить распланированность и достаточ-ность необходимых учебных средств для достижения конечных целей обучения.
      2. Обеспечить пригодность физических условий для обучения.
      3. Обеспечить надлежащую среду и условия для выполнения учебных задач.
      4. Обеспечить пригодность, адекватность и исправность необходимого оборудования.
      5. Обеспечивать выделение надлежащего воздушного пространства для требуемой подготовки, если это применимо.
      Знания:
      1. Принципы организации среды обучения
      2. Прикладные аспекты преподаваемой дисциплины, темы, предмета, направления подготовки.
      3. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      4. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      5. Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
      6. Реализуемая программа.
      7. Содержание обучения.
    2. Соблюдение утвержденной программы подготовки
      Умения:
      1. Разъяснять необходимость в подготовке.
      2. Обеспечивать логическую структуру обучения (в тех случаях, когда инструктору необходимо управлять ходом учебной программы).
      3. Обеспечивать реалистический характер и актуальность подготовки.
      4. Обеспечивать конкретность и измеримость поставленных задач.
      5. Обеспечивать реализм при выборе сценариев.
      6. Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
      Знания:
      1. Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
      2. Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
      3. Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
      4. Реализуемая программа.
      5. Содержание обучения.
  7. Управление обучаемыми
    Задачи:
    1. Понимание обучаемых
      Умения:
      1. Идентифицировать личные качества и демонстрировать осведомленность об обучаемых (опыт, язык, культура).
      2. Определять потребности в обучении.
      3. Демонстрировать осведомленность о стилях обучения.
      4. Выбирать учебные материалы и методы обучения и, при необходимости, вносить в них изменения.
      Знания:
      1. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      2. Методы оценки компетенций.
      3. Прикладные аспекты преподаваемой дисциплины, темы, предмета, направления подготовки.
    2. Работа с обучаемыми
      Умения:
      1. Демонстрировать осведомленность обо всех заметных проявлениях готовности слушателей к обучению (насколько это возможно).
      2. Проявлять гибкость в процессах обучения, поддерживать результаты и достижения слушателей.
      3. Устанавливать надлежащие взаимоотношения с обучаемыми.
      4. Развивать и поддерживать мотивацию обучаемых.
      Знания:
      1. Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
      2. Прикладные аспекты преподаваемой дисциплины, темы, предмета, направления подготовки.

Квалификационный уровень по ОРК: 5

Требования к личностным компетенциям: Умение решать практические задачи при организации, подготовке и проведении занятий со взрослой аудиторией. Применение профессиональных знаний, навыков и умений, полученных при обучении и в процессе профессиональной деятельности. Самостоятельное взаимодействие с участниками других процессов для выбора технологических путей осуществления деятельности. Коммуникативность, самостоятельная работа в различных ситуациях, способность работать индивидуально и в команде. Обращение за помощью и консультацией при возникновении сомнений и вопросов. Решение возможных проблем, конфликтов и принятие своевременных действий. Ответственность за качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации. Методические и аналитические способности, технический склад ума. Умение планировать деятельность, собственную подготовку и составлять отчетность. Способности к развитию языковых возможностей, обучаемость, коммуникативность, мотивированность к расширению компетенций.

Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий: 6 Экзаменатор теоретической (практической) подготовки. 5 Менеджер по обеспечению и сопровождению процессов профессиональной подготовки.

Уровень образования: Профессиональная подготовка по установленной программе

Квалификация: Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет;