Профессия:
«Инструктор специальных дисциплин»
Трудовые функции:
-
Обеспечение безопасных условий
Задачи:
-
Вмешательство в процесс, когда этого требуют интересы безопасности
Умения:
- Безопасно передавать управление воздушным судном или оборудованием.
- Своевременно и надлежащее вмешиваться в процесс на должном уровне, когда этого требуют интересы безопасности (например, устно или путем принятия управления на себя).
- Возобновлять подготовку в возможные кратчайшие сроки (после вмешательства для целей безопасности).
- Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
Знания:
- Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
- Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
- Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
- Установленные правила и инструкции по обеспечению безопасности в АУЦ (на производстве).
-
Обеспечение безопасных условий для проведения занятий
Умения:
- Обеспечить соответствие необходимого обору-дования установленным требованиям безопасности.
- Информировать о процедурах эвакуации.
- Обеспечивать безопасные эксплуатационные условия (например, для ВС: метеоусловия, топливо и т.д.).
- Выявлять и устранять опасные факторы.
- Создать надлежащие безопасные условия обучения.
- Выявить и принять надлежащие меры по предотвращению физического или психологического стресса.
- Работать слаженно и согласованно с другими специалистами, понимая потребности и специфику их работы и учитывая их пожелания в своей работе. Понимать свою роль в общей структуре профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
Знания:
- Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
- Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
- Установленные правила безопасности.
-
Организация процесса обучения
Задачи:
-
Демонстрирование эффективных навыков представления материала и методов обучения
Умения:
- Стимулировать и поддерживать интерес у обучаемых.
- Обеспечивать надлежащую последовательность учебного материала и темпов его освоения.
- Эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникации с обучаемыми.
- Демонстрировать эффективные навыки опроса.
- Активно выслушивать и правильно интерпретировать невербальные сообщения.
- Задавать надлежащие вопросы для стимулирования обучения или подтверждения правильности понимания.
- Правильно и адекватно отвечать на вопросы.
- Обеспечивать содержательность занятий путем опроса, переадресации вопросов, обеспечения сбалансированного участия и т. д.
- Структурировать учебный материал за счет приемов подтверждения понимания, перефразирования, обобщения и т.д.
- Обеспечивать реалистический подход при использовании имитации ситуаций.
Знания:
- Область, в которой будут проводиться занятия.
- Педагогические аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
- Методы обучения и оценки компетенций.
- Прикладные аспекты преподаваемой дисцип-лины, темы, предмета, направления подготовки.
- Программа и содержание обучения.
-
Завоевание и поддержание доверия
Умения:
- Демонстрировать соответствие квалификационным требованиям и связанными с ними знаниями, навыками и установками.
- Демонстрировать поведение, соответствующее ролевой модели (т. е. инструктор демонстрирует ожидаемое поведение в рамках технической роли, к которой готовится обучаемый, в соответствии с квалификационными требованиями и связанными с ними знаниями, навыками и установками)
- Демонстрировать уважения к требованиям и установленным правилам организации (стандартные эксплуатационные правила, форма одежды, внешний вид, приемлемое личное поведение и т.д.).
- Формулировать четкие задачи и разъяснять роли в рамках осуществляемой учебной подготовки или оценки ее результатов.
- Создавать и поддержать атмосферу взаимного уважения.
- Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
Знания:
- Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
- Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
- Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
- Реализуемая программа.
- Содержание обучения.
-
Распределение времени
Умения:
- Надлежащим образом распределять время на различные виды деятельности.
- Корректировать время, затрачиваемое на различные виды деятельности, с целью обеспечения выполнения поставленных задач.
- Применять планы на случай непредвиденных обстоятельств в ситуациях, когда те или иные виды деятельности должны быть отменены, сокращены или заменены (например, невозможность использования мультимедийных средств из-за проблем с электричеством).
Знания:
- Основы Time-менеджмента.
- Область, в которой будут проводиться занятия.
- Педагогические аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
- Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
- Реализуемая программа и содержание обучения.
-
Оценка курса
Задачи:
-
Оценка эффективности курса или этапа курса
Умения:
- Оценивать замечания обучаемых по учебному процессу.
- Оценивать достижение обучаемыми конечных целей и задач.
- Оценивать влияние учебных материалов, имеющихся средств, оборудования и их возможностей на результаты подготовки.
- Оценивать влияние менеджмента учебной организации на результаты подготовки.
Знания:
- Принципы обеспечения качества.
- Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
-
Представление информации о результатах оценки курса
Умения:
- Излагать системные проблемы безопасности, сильные и/или слабые стороны курса подготовки.
- Излагать неожидаемые результаты и факторы, препятствующие передаче знаний.
- Представлять рекомендации по усовершенст-вованию структуры и документации курса, средств и возможностей обучения.
- Обмениваться информацией с другими инструк-торами и руководством организации.
- Излагать сильные и/или слабые стороны курса подготовки.
Знания:
- Принципы обеспечения качества.
- Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
- Внутренние правила и регламенты.
-
Самооценка эффективности своей работы в качестве инструктора
Умения:
- Оценивать навыки коммуникации.
- Оценивать навыки представления учебного материала.
- Оценивать использование средств обучения, и учебных материалов.
- Характеризовать систему оценки результатов, продемонстрированных обучаемыми.
Знания:
- Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
- Принципы обеспечения качества.
- Программа профессиональной подготовки конкретной категории авиационного персонала.
-
Оценка результатов подготовки
Задачи:
-
Наблюдение за эффективностью действий слушателей в ходе подготовки
Умения:
- Наблюдать за поведением обучаемых.
- Правильно интерпретировать внешнее поведе-ние и высказывать необходимые замечания.
- Предоставлять обучаемым возможность своев-ременно исправиться.
- Выявлять индивидуальные различия в темпах усвоения учебного материала.
Знания:
- Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
- Методы оценки компетенций.
-
Обеспечение четкой обратной связи с принятием мер по замечаниям
Умения:
- Обеспечивать полное понимание обучаемыми результатов оценки.
- Принимать надлежащие корректирующие действия.
- Обеспечивать позитивную поддержку.
- Поощрять взаимопомощь.
- Разрабатывать и согласовывать планы по улучшению результатов или устранению недостатков.
- Использовать в соответствующих случаях методики, содействующей подготовке.
Знания:
- Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
- Принципы обеспечения качества.
-
Проведение объективных оценок
Умения:
- Сравнивать достигнутые обучаемыми резуль-таты с заданными целями.
- Справедливо и последовательно применять стандарты эффективности.
- Обеспечивать достижение определенного уровня знаний и навыков.
- Наблюдать за проведением обучаемыми самооценки достигнутых результатов в сравнении со стандартами эффективности и поощрять ее.
- Конфиденциально принимать решения по результатам выполнения задачи каждым обучаемым.
Знания:
- Методы оценки компетенций.
- Принципы квалификационной системы.
-
Разработка методов оценки
Умения:
- Выбирать надлежащие события и виды деятельности, в рамках которых будет вестись наблюдение за эффективностью действий обучаемых.
- Разъяснять обучаемым процесс и правила оценивания.
- Информировать обучаемых о критериях, на основе которых будет проводиться оценка эффективности их действий.
Знания:
- Методы обучения и оценки компетенций.
- Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
- Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
- Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
- Реализуемая программа и содержание обучения.
-
Составление отчетов о подготовке и ее результатах
Умения:
- Вести надлежащие и адекватные записи и учетные данные о подготовке и ее результатах.
- Представлять четкие и точные отчеты о достигнутых обучаемыми результатах на основе только наблюдаемого поведения, отражающего знания, навыки и установки.
- Осуществлять контроль за реализацией корректирующих действий.
- Представлять доклады о выявленных потенциалах обучения в рамках системы подготовки в целях усовершенствования процесса
- Соблюдать конфиденциальность.
Знания:
- 1. Принципы обеспечения качества.
-
Постоянное улучшение результатов
Задачи:
-
Постоянное развитие своей личности
Умения:
- Поддерживать требуемую квалификацию.
- Стремиться расширять и обновлять соответствующие знания и навыки.
- Демонстрировать непрерывное совершенствование квалификации инструктора.
Знания:
- Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
- Принципы обеспечения качества.
- Квалификационные характеристики инструктора.
-
Постоянное улучшение результатов
Умения:
- Стимулировать и поощрять представление отзывов о своей работе в качестве инструктора.
- Оценивать свою работу в качестве инструктора и извлекать уроки из ее результатов.
- Активно стремиться получать отзывы о курсе подготовки от слушателей и коллег.
Знания:
- Методы обучения и оценки компетенций взрослых.
- Принципы обеспечения качества.
- Реализуемая программа и содержание обучения.
-
Создание условий для осуществления подготовки
Задачи:
-
Обеспечение надлежащих средств и оборудования
Умения:
- Обеспечить распланированность и достаточ-ность необходимых учебных средств для достижения конечных целей обучения.
- Обеспечить пригодность физических условий для обучения.
- Обеспечить надлежащую среду и условия для выполнения учебных задач.
- Обеспечить пригодность, адекватность и исправность необходимого оборудования.
- Обеспечивать выделение надлежащего воздушного пространства для требуемой подготовки, если это применимо.
Знания:
- Принципы организации среды обучения
- Прикладные аспекты преподаваемой дисциплины, темы, предмета, направления подготовки.
- Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
- Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
- Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
- Реализуемая программа.
- Содержание обучения.
-
Соблюдение утвержденной программы подготовки
Умения:
- Разъяснять необходимость в подготовке.
- Обеспечивать логическую структуру обучения (в тех случаях, когда инструктору необходимо управлять ходом учебной программы).
- Обеспечивать реалистический характер и актуальность подготовки.
- Обеспечивать конкретность и измеримость поставленных задач.
- Обеспечивать реализм при выборе сценариев.
- Иметь эксплуатационный опыт в областях авиационной деятельности не менее 2-х лет (кроме инструкторов по авиационному английскому языку-лингвистов).
Знания:
- Специфика эксплуатационной деятельности обучаемых.
- Специализированная подготовка, в области проводимых занятий.
- Установленные эксплуатационные процедуры и правила.
- Реализуемая программа.
- Содержание обучения.
-
Управление обучаемыми
Задачи:
-
Понимание обучаемых
Умения:
- Идентифицировать личные качества и демонстрировать осведомленность об обучаемых (опыт, язык, культура).
- Определять потребности в обучении.
- Демонстрировать осведомленность о стилях обучения.
- Выбирать учебные материалы и методы обучения и, при необходимости, вносить в них изменения.
Знания:
- Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
- Методы оценки компетенций.
- Прикладные аспекты преподаваемой дисциплины, темы, предмета, направления подготовки.
-
Работа с обучаемыми
Умения:
- Демонстрировать осведомленность обо всех заметных проявлениях готовности слушателей к обучению (насколько это возможно).
- Проявлять гибкость в процессах обучения, поддерживать результаты и достижения слушателей.
- Устанавливать надлежащие взаимоотношения с обучаемыми.
- Развивать и поддерживать мотивацию обучаемых.
Знания:
- Аспекты обучения взрослых и основы андрагогики.
- Прикладные аспекты преподаваемой дисциплины, темы, предмета, направления подготовки.
Квалификационный уровень по ОРК:
5
Требования к личностным компетенциям:
Умение решать практические задачи при организации, подготовке и проведении занятий со взрослой аудиторией.
Применение профессиональных знаний, навыков и умений, полученных при обучении и в процессе профессиональной деятельности.
Самостоятельное взаимодействие с участниками других процессов для выбора технологических путей осуществления деятельности.
Коммуникативность, самостоятельная работа в различных ситуациях, способность работать индивидуально и в команде.
Обращение за помощью и консультацией при возникновении сомнений и вопросов.
Решение возможных проблем, конфликтов и принятие своевременных действий.
Ответственность за качество выполняемой работы, высокая организация и пунктуальность в соблюдении требований документации, правил и процедур, принятых в гражданской авиации.
Методические и аналитические способности, технический склад ума. Умение планировать деятельность, собственную подготовку и составлять отчетность.
Способности к развитию языковых возможностей, обучаемость, коммуникативность, мотивированность к расширению компетенций.
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий:
6 Экзаменатор теоретической (практической) подготовки. 5 Менеджер по обеспечению и сопровождению процессов профессиональной подготовки.
Уровень образования:
Профессиональная подготовка по установленной программе
Квалификация:
Наличие сертификата о прохождении обучения в Региональных учебных центрах ИКАО по курсу AVSEC INSTRUKTORS TREINING COURSE. Стаж работы в отрасли гражданской авиации не менее 2 лет;